Аннотация: |
С учетом современных тенденций технологического, экономического, социального, культурного, политического и других направлений развития рассмотрены теоретические основы развития подходов к обучению в системе высшего образования. Показана тесная связь педагогических и социологических наук. Определено место педагогики высшей школы в системе педагогических наук. Продемонстрирована связь педагогики высшей школы с науками психолого-педагогического цикла. Проанализированы направления использования информационных технологий в системе образования. Представлены результаты рассмотрения таких подходов к обучению, как аксиологический, антропологический, деятельностный, информационный, компетентностный, креативный, культурологический, личностный, полисубъектный, процессуальный, синергетический, системный, социологический, технологический, целостный и этнопедагогический. В результате проведенных исследований представлен новый информационно-диффузионный подход к обучению в системе высшего образования, предполагающий, что обучаемый приходит в вуз как достаточно сформировавшаяся личность, которая черпает для себя информацию, распространяемую в многомерном информационном пространстве из разных источников, помимо целенаправленной информации, предоставляемой обучающими обучаемым. При этом диффузия различных потоков информации, воспринимаемых обучающимся в вузе (помимо целенаправленной информации, предоставляемой обучающими обучаемым), характеризуется различной степенью направленности, интенсивности и т. д., формируя в сознании обучаемого определенное анизотропное пространство, характеризующее степень селективности восприятия обучаемым информации из различных источников. Продемонстрировано, что основная задача обучающих при реализации информационно-диффузионного подхода к обучению заключается в том, чтобы на основе исходной диагностики индивидуальных анизотропных пространств обучаемых, характеризующих восприятие обучаемым информации из различных источников, при необходимости трансформировать конфигурацию этого пространства в интересах наиболее эффективного восприятия обучаемыми программ обучения высшей школы, изменяя соотношение диффузий распространяемых информационных потоков. |
Ключевые слова: |
теоретические основы, развитие,
подходы, педагогика, обучение, система, высшее образование, информационно-диффузный подход, анизотропное
пространство, восприятие информации |