Аннотация: |
В данной статье авторы в своих теоретических размышлениях, опираясь на труды ряда исследователей, особо останавливаются на возможном социокультурном решении проблемного поля семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе их социализации. Многие проблемы данного порядка (такие как стрессовое, депрессивное состояние родителей, социальная изоляция, неумение (или нежелание) родителей организовать досуг), невозможно решить без близкого, поддерживающего социального окружения (семья, родственники, друзья) и понимающего, готового оказать посильную социальную помощь общества. Гипотеза исследования заключается в предположении, что помочь в социокультурной реабилитации семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, можно при условии изучения социально-психологических и социально-культурных проблем, а также создания и включения группы взаимопомощи в процесс социализации. Результаты эмпирического исследования, респондентами которого стали родители, имеющие детей с ОВЗ, проходившего на базе Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Псковской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», г. Великие Луки, позволили обозначить основные социально-психологические проблемы (стресс, тревожность, усталость, безразличие, отчужденность и др.) и сложность с проведением семейного досуга. Таким образом, комплексная диагностика семей, воспитывающих детей с ОВЗ, позволила говорить о проблемах в процессах социальной адаптации, социального обучения и воспитания, социального развития ребенка с ОВЗ. Для решения вышеперечисленных проблем были организованы группы взаимопомощи с поддержкой специалистов (социальные работники, психологи, медики) и активной деятельностью семей, воспитывающие здоровых детей и детей с ОВЗ, имеющих положительный опыт в социокультурной реабилитации в процессе социализации. |
Ключевые слова: |
социокультурная реабилитация, группы
взаимопомощи, ребенок с ограниченными возможностями
здоровья, социокультурное пространство, семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья,
социализация детей с ОВЗ, программа социокультурной реабилитации, социальная активность семьи, психологический
климат семьи, социально-педагогическая поддержка |