https://vestnik.volbi.ru/

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Базарова Т. С., Ван Юйчэнь
Номер журнала: 4(65) Месяц и год выхода: ноября 2023
Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы межкультурной коммуникации иностранных студентов в контексте интернационализации высшего образования, что обусловило цель статьи: охарактеризовать состояние и проблемы развития межкультурной коммуникации в вузовском образовательном процессе иностранных студентов, являющихся в современных условиях основной силой и каналом международного обмена и сотрудничества. Для достижения указанной цели были использованы методы исследования: опрос, тестирование, наблюдение. Данная проблема рассматривается с учетом возрастающей значимости процесса интернационализации образовательного пространства вузов. Приведены характеристики основных понятий исследуемой проблемы: межкультурная коммуникация, интернационализация образования, иностранный студент, культурная эмпатия, межкультурная адаптация и др. Отражены основные подходы к исследованию обоснования проблем развития межкультурной коммуникации иностранных студентов в контексте интернационализации образования. Полученные результаты комплексного мониторинга межкультурной коммуникации иностранных студентов (на примере Цицикарского университета Китайской Народной Республики) отражают основные характеристики текущего состояния межкультурной коммуникации, на основе которых сформулированы следующие выводы: иностранные студенты приезжают в Китай для изучения китайского языка и достижения в последующем академических и рабочих целей, а также для знакомства с китайской культурой; иностранные студенты способны открыто общаться с людьми из разных культур, уважать поведение других людей, строить хорошие межличностные отношения и признавать необходимость понимать поведение другого человека; адаптация иностранных студентов в образовательной и социокультурной сфере положительно коррелирует с их уровнем китайского языка и способствует развитию их культурной идентичности. Интернационализация высшего образования предоставляет возможность для приобретения и совершенствования молодежью навыков межкультурной коммуникации.

Ключевые слова:

интернационализация образования, системный подход, иноязычная образовательная среда, коммуникативная компетентность, межкультурная коммуникация, иностранный студент, межличностные отношения, межкультурная адаптация, культурная эмпатия, культурная идентичность, межличностное общение, культурный обмен

Как цитировать статью:

Базарова Т. С., Ван Ю. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации иностранных студентов в контексте интернационализации высшего образования // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 4(65). С. 386—390. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.65.817.