https://vestnik.volbi.ru/

ДИАГНОСТИКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Кирдяшова Е. В., Кудряшов В. И., Кудряшова С. К.
Номер журнала: 4(65) Месяц и год выхода: ноября 2023
Аннотация:

Актуальность исследования обусловлена задачами системы образования в формировании культуры общения как части общей культуры обучающихся. Статья посвящена осмыслению такого полизначного понятия, как «культура общения». Многие педагоги и психологи рассматривали вопросы, связанные с общением. Авторами представлен анализ дефиниций в психолого-педагогической литературе. Отмечено, что культура общения рассматривает особенности поведения личности в межличностном взаимодействии с окружающими через вербальные и невербальные средства общения, включая коммуникативные способности, умения и навыки общения. Особое внимание в статье уделяется подростковому возрасту. Во взаимодействии у подростков появляются необходимые навыки жизни в социуме, умение подчиняться коллективной дисциплине. Именно в этот период происходит формирование основных компонентов, отражающих суть культуры общения: ценностно-смыслового, когнитивного, деятельностного. Основными показателями являются поведение и речь. Формирование культуры общения — задача современного образования. Основная цель статьи — представление материалов по выявлению уровней сформированности поведенческого компонента культуры общения у обучающихся. Авторами подобран диагностический инструментарий (тест межличностных отношений Т. Лири; опросник «Культура общения», автор Т. М. Хрусталева; «Коммуникативные и организаторские способности», авторы В. В. Синявский, В. А. Федорошин) и предложен эмпирический материал. Для диагностики были отобраны 60 подростков в возрасте 14 лет. Проведенное исследование показало, что у большинства подростков преобладает низкий уровень сформированности поведенческого компонента культуры общения, выраженный в конфликтности как со сверстниками, так и со взрослыми. Их раздражает, если при общении собеседник многословен, им трудно представить себя на месте другого, часто перебивают говорящего, общаясь с окружающими. Это обусловлено психолого-педагогическими особенностями данного возраста. В работе актуализируется необходимость проведения в образовательных организациях специальных мер по формированию культуры общения у обучающихся. Большой потенциал заложен в использовании средств устного народного творчества, что дает возможности дальнейшего изучения данной проблемы.

Ключевые слова:

общение, культура, культура общения, уровни сформированности культуры общения, обучающиеся, подростки, возрастные особенности, образовательные организации, тест межличностных отношений Т. Лири, опросник «Культура общения» Т. М. Хрусталевой, тест «Коммуникативные и организаторские способности» В. В. Синявского и В. А. Федорошина

Как цитировать статью:

Кудряшова С. К., Кудряшов В. И., Кирдяшова Е. В. Диагностика у обучающихся уровня сформированности поведенческого компонента культуры общения // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 4(65). С. 290—294. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.65.790.