https://vestnik.volbi.ru/

ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ХОРОВОДНЫХ И ЛИРИЧЕСКИХ ПЕСЕН)

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Карпушина Л. П., Козлова Т. А.
Номер журнала: 4(65) Месяц и год выхода: ноября 2023
Аннотация:

Статья посвящена проблеме формирования вокальных навыков у обучающихся в поликультурной образовательной среде в ходе изучения хороводных и лирических песен. Анализ современных педагогических исследований показал, что поликультурная образовательная среда направлена на формирование у обучающихся готовности к межэтническому и межкультурному взаимодействию и включает в себя художественно-образовательную среду, обеспечивающую приобщение обучающихся к музыкальному фольклору. Музыкальный фольклор обладает огромными возможностями как в эстетическом, нравственном воспитании обучающихся, так и в их музыкальном развитии. Он несет в себе особый национально-своеобразный музыкальный язык, особую эмоционально-образовательную сферу. Богатейшая песенная культура, представленная, в частности, хороводными и лирическими песнями мордовского и русского народов, является важнейшим средством формирования вокальных навыков. Народное творчество является одним из источников дидактического материала для музыкального образования детей благодаря жанровому богатству, мелодическому разнообразию, ритмической доступности. Цель исследования заключается в обосновании процесса формирования у обучающихся вокальных навыков на примере изучения хороводных и лирических песен в поликультурной образовательной среде. В ходе исследования нами были использованы диалектический, сравнительно-сопоставительный, логический подходы, а также теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы. В работе рассматриваются вопросы, связанные с формированием певческих навыков (дыхание, звуковедение, звукообразование, дикция) на примере изучения лирических и хороводных песен русского и мордовского народов. Стоит отметить достаточную сложность музыкально-педагогической деятельности по освоению лирических и хороводных песен русского и мордовского народов и важность формирования речевой и певческой культуры, вокальных навыков.

Ключевые слова:

навыки, вокальные навыки, фольклор, музыкальный фольклор, поликультурная среда, поликультурная образовательная среда, лирические песни русского народа, лирические песни мордовского народа, хороводные песни русского народа, хороводные песни мордовского народа, обучающиеся

Как цитировать статью:

Козлова Т. А., Карпушина Л. П. Формирование вокальных навыков у обучающихся в поликультурной образовательной среде (на примере изучения хороводных и лирических песен) // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 4(65). С. 329—333. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.65.801.