https://vestnik.volbi.ru/

НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК В ШКОЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Алмазова И. Г., Числова С. Н.
Номер журнала: 4(65) Месяц и год выхода: ноября 2023
Аннотация:

Статья, подготовленная по результатам выполняющегося исследования, посвящена актуальной проблеме использования нравственного императива как основы для разработки и реализации воспитательных практик в школьном сообществе. Обновляющаяся парадигма воспитания актуализирует упомянутую проблему, а воспитательные практики, разрабатываемые на основе нравственного императива и реализуемые в школьном сообществе, безусловно способствуют успешной социализации современного школьника, в т. ч. и обучающегося в начальной школе. Воспитательные практики, при грамотном педагогическом сопровождении, значимы при формировании умений и навыков социального взаимодействия, построении разнонаправленных коммуникаций, находящихся в единстве с формированием ценностных ориентаций, нравственных ценностей младших школьников. Внеурочная деятельность младших школьников создает уникальные условия для укрепления нравственных ценностей и изучения духовно-нравственных традиций отечественного образования; становления нравственного сознания/самосознания у школьников; формирования социального опыта, ведущего к успешной социализации; определения «героя своего времени» в единстве культуры чувств, разума, самостоятельности и самореализации; развития воспитательных практик в школьном сообществе. Внеурочные занятия в своем содержании напрямую перекликаются с авторскими положениями, правилами и целевыми ориентирами, изложенными в трудах исследователей, посвященных характеристике нравственного императива в воспитании: И. Канта, В. Н. Сороки-Росинского, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. В тексте работы представлены: уточненные базовые понятия исследования; разработанные авторами педагогические условия; предложена идея разработки воспитательных практик в школьном сообществе на основе нравственного императива; названы варианты педагогического сопровождения воспитательных практик в школьном сообществе.

Ключевые слова:

нравственный императив, нравственное воспитание, нравственные ценности, духовно-нравственные традиции, воспитательные практики, младшие школьники, внеурочная деятельность, внеурочные занятия, педагогическое сопровождение, педагогические условия

Как цитировать статью:

Алмазова И. Г., Числова С. Н. Нравственный императив воспитательных практик в школьном сообществе // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 4(65). С. 319—323. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.65.803.