https://vestnik.volbi.ru/

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Бастриков Д. А.
Номер журнала: 4(65) Месяц и год выхода: ноября 2023
Аннотация:

Статья посвящена вопросам организации учебной работы по развитию лингвокультурной компетенции иностранных студентов продвинутого этапа. В статье дается авторское понимание лингвокультурной компетенции. Обучение основывается на принципе взаимосвязи и взаимообусловленности языка и культуры, что проявляется в языковых единицах, несущих культурно значимую информацию (лексемы, фразеологизмы, паремии, афоризмы), отражающих культурные коды нации: соматический, биоморфный, природно-стихийный, временной, пространственный, артефактивный, нумерологический, колоративный, акциональный, духовный. Определена номенклатура единиц с национально-культурным компонентом для занятий с иностранными студентами в соответствии с лексическим минимумом; выделенные единицы распределены по тематическому признаку. Работа организуется с опорой на лексический минимум ТРКИ-3 (С1) и состоит из четырех этапов: 1) подготовительный, содержащий отбор, анализ и выявление дидактической ценности языковых единиц (разнообразные способы семантизации, комментирования), систематизацию упражнений и заданий; 2) этап аудиторной работы, включающий актуализацию, презентацию нового материала, тренинг (упражнения и задания условно-коммуникативного и коммуникативного характера, работа с лексикографическими источниками, аудиои видеофайлами и др.), контроль коммуникативных сбоев; 3) этап внеаудиторной работы, предполагающий чтение и аудирование дополнительных текстов, выполнение коммуникативных заданий, основанных на моделях реального общения с учетом речевой ситуации (место, время, характеристики коммуникантов), сферы, норм и традиций общения, принятых у носителей русского языка; 4) этап контроля, в центре внимания которого проверка сформированности лингвокультурных умений как компонента лингвокультурной компетенции. В работе представлены виды, формы и средства контроля.

Ключевые слова:

русский язык как иностранный, лингвокультурная компетенция, учебный процесс, культурный код, лингвокультура, межкультурная коммуникация, культурно значимые языковые единицы, лексический минимум, аудиторная работа, внеаудиторная работа, приемы семантизации

Как цитировать статью:

Бастриков Д. А. Организация учебной работы по развитию лингвокультурной компетенции иностранных студентов // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 4(65). С. 443—447. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.65.842.