PDF: |
|
Автор(ы): |
Алимов Р. С., Наговицын Р. С. |
Номер журнала: |
4(65) |
Месяц и год выхода: |
ноября 2023 |
Аннотация: |
Статья посвящена разработке и экспериментальной апробации педагогической модели профессионально-личностного развития студента технического вуза с использованием информационных технологий. Теоретическая значимость исследования определяется выявлением методологических принципов при реализации информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе: синергии деятельностной и информационной составляющих развития, интегративности информационных технологий, развития самостоятельности и творчества в сфере реализации информатизации, доступности информационных технологий, ценностной информационной ориентации, индивидуализации и дифференциации, мобильности и технологичности. На основе системного анализа в сфере структурного содержания профессионально-личностных качеств студента технического вуза в исследовании было уточнено содержание понятия «профессионально-личностное развитие студента технического вуза» как целостного непрерывного профессионально-личностного преобразования в структуре личности в условиях психолого-педагогического процесса развития диалектически единых и синергетических свойств, определяющих успешность профессиональной деятельности выпускника технического профиля, включающее мотивационно-аксиологические, деятельностно-поведенческие и когнитивно-рефлексивные способности. Практическая значимость авторской модели заключается в комплексе педагогических условий для совершенствования профессиональной подготовки студентов технического университета: создание творческой проектно-исследовательской среды на основе использования информационной среды; индивидуально-дифференцированный подход в обучении студентов технического вуза через рациональное сочетание цифрового представления педагогической информации; включение в структуру информационно-коммуникационных технологий цифровых интеллектуальных технологий педагогического содержания. После экспериментального вмешательства по двум компонентам (мотивационно-аксиологическому и деятельностно-поведенческому) выявлена достоверность различия между экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группами при p < 0.05. В ЭГ число испытуемых на высоком уровне после эксперимента стало значительно больше, по сравнению с КГ, и, наоборот, в ЭГ зафиксировано значительно меньшее число участников эксперимента на низком и базовых уровнях, по сравнению с КГ. Таким образом, экспериментальное исследование по апробации разработанной педагогической модели и условий показало ее эффективность в повышении уровня профессионально-личностного развития студентов технического вуза. |
Ключевые слова: |
профессионально-личностное развитие, информационно-коммуникационные технологии,
модель, педагогические условия, эксперимент, технический
вуз, студенты, мотивация, деятельность, рефлексия |
Как цитировать статью: |
Наговицын Р. С., Алимов Р. С. Профессионально-личностное развитие студента технического вуза
на основе информационно-коммуникационных технологий // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 4(65). С. 448—454.
DOI: 10.25683/VOLBI.2023.65.839. |