Педагогика
5.8. Педагогика |
|
5.8.1.Общая педагогика,история педагогики и образования |
|
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) |
Педагогические |
||
5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка |
Педагогические |
||
5.8.5. Теория и методика спорта |
Педагогические |
||
5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура |
Педагогические |
||
5.8.7. Методология и технология профессионального образования |
Паспорта научных специальностей
5. Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
Направления исследований:
- Методология педагогических исследований в современной социокультурной ситуации.
- Методологическое обоснование междисциплинарных связей в педагогических исследованиях развития образования.
- Методология исследований педагогической составляющей социальных процессов.
- Развитие педагогической науки как целостной системы научного знания и научной деятельности; система современного педагогического знания.
- Качество педагогических исследований; исследования вклада образования и педагогической науки в социально-экономическое развитие страны.
- История развития педагогической науки и образовательной практики. Становление и развитие научно-педагогического знания.
- Исследования исторического развития образовательных систем.
- История образовательной политики.
- Историко - педагогическая персоналистика.
- Теории и концепции образования. Социокультурная обусловленность и динамика образования на различных этапах жизненного пути человека.
- Потенциальные возможности самоопределения и саморазвития человека средствами образования в современном мире.
- Педагогическое взаимодействие в цифровой среде.
- Системные изменения профессионально-педагогической деятельности учителя, в том числе её сущности, структуры, функций.
- Концепции непрерывного образования в информационном обществе; взаимосвязь формального, неформального и информального образования; базового и дополнительного образования.
- Взаимосвязь общей и коррекционной педагогики в исследованиях развития инклюзивного образования.
- Сравнительные исследования трансформаций систем образования.
- Исследования эффективных педагогических практик и инноваций.
- Теории и концепции обучения. Преемственность дидактических систем всех уровней и видов образования.
- Цифровая трансформация дидактических систем.
- Теоретико-методологические проблемы моделирования содержания образования.
- Типы, модели и стратегии обучения, границы их применимости.
- Исследования развития учебно-методического обеспечения процесса обучения.
- Дидактические возможности открытой образовательной среды.
- Теории и концепции воспитания и социализации. Социокультурная обусловленность воспитания; антропология современного детства.
- Ценностные основания построения воспитательных систем в современном социокультурном пространстве.
- Концепции социализации, социального воспитания и социального развития человека в цифровом обществе на различных этапах его жизненного пути; взаимосвязь воспитания личности и развития коллектива (сообщества).
- Кибербезопасность личности в цифровом социуме как педагогическая проблема.
- Социокультурные практики в образовании; детские общественные движения и объединения.
- Педагогика семейного воспитания; педагогическая поддержка семейного воспитания.
- Педагогические модели профилактики асоциального поведения детей и подростков в открытых цифровых образовательных средах.
- Педагогические концепции организации социально-культурной деятельности.
- Управление образованием. Методология оценки качества образования, ориентированная на инновационное развитие общества.
- Исследования влияния социальных и цифровых сред на качество образования.
- Образовательная политика. Государственно-общественное управление образованием. Командные стратегии в управлении.
- Управление развитием образовательных сообществ в цифровых средах.
- Педагогическая компаративистика. Исследования состояния и тенденций развития педагогической теории и практики образования в различных странах и регионах мира.
- Международные исследования качества образования.
- Этнокультурное воспитание в современном мире.
Смежные специальности (в рамках группы научной специальности):
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
5.8.3. Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)
5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура
5.8.7. Методология и технология профессионального образования
Шифр научной специальности: 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Направления исследований:
1. Методологические подходы к построению предметного образования.
2. Закономерности и тенденции развития предметного образования, новые модели и стратегии.
3. Взаимосвязи теории, методики и практики обучения на уровне общего и высшего образования (по областям знаний).
4. Научные основы проектирования новых методических систем по различным образовательным областям, дисциплинам, предметам, курсам в соответствии со стратегическими направлениями модернизации отечественного образования в условиях цифровой образовательной среды, а также прогнозирование их развития.
5. Методические концепции содержания обучения и его проектирования (по областям знаний и уровню образования).
6. Теоретические основы методов и форм обучения (по областям знаний и уровню образования).
7. Математическое моделирование образовательных процессов и систем предметного образования.
8. Теоретические основы создания цифровой образовательной среды (по областям знаний и уровням образования).
9. Взаимодействия теории, методики и практики предметного образования с отраслями науки, культуры, производства.
10. Теоретические основы предметного обучения и принципы его организации на междисциплинарной основе (с опорой на современные достижения смежных наук - психологии, физиологии, нейронаук и др.).
11. Аксиологические основы предметного образования; проблемы формирования мировоззрения, научной картины мира, соотношений научной и религиозной картин мира, познавательной мотивации у субъектов, образовательного процесса средствами предметного образования.
12. История становления и развития теории и методики обучения и воспитания по областям знаний и уровням образования.
13. История развития методических систем предметного обучения.
14. Эволюция содержания предметного обучения.
15. История становления и развития методов, технологий и организационных форм предметного образования.
16. Сравнительные исследования методических систем предметного образования.
17. Взаимосвязь, преемственность и интеграция учебных предметов и дисциплин в структуре общего и высшего образования.
18. Научные основы разработки интегрированных учебных дисциплин и технологии создания их научно-методического обеспечения в структуре общего и высшего образования.
19. Обеспечение безопасности, в том числе кибербезопасности, личности средствами учебного предмета.
20. Теоретические основы создания и использования новых образовательных технологий и методических систем обучения, обеспечивающих развитие учащихся на разных ступенях образования.
21. Развитие информационно-когнитивных технологий получения знаний средствами учебного предмета.
22. Теория, методика и практика разработки учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
23. Теория, методика и практика разработки и использования в обучении цифровых образовательных ресурсов (по областям знаний и уровням образования).
24. Теория и практика разработки и применения в обучении, компьютерных инструментов, современных информационных технологий и возможностей сети Интернет.
25. Методическая система дистанционного и смешанного обучения (по областям знаний и уровням образования)
26. Теоретические основания и практика создания учебников нового поколения, в том числе для организации процесса обучения в цифровой образовательной среде.
27. Проектирование и разработка вариативных форм взаимодействия общего и дополнительного образования по предмету.
28. Проектирование систем оценки достижений обучающихся в предметном образовании.
29. Профориентационные возможности различных образовательных областей в общеобразовательной школе.
30. Методическая подготовка учителя-предметника к профессиональной деятельности в системе общего и дополнительного образования.
31. Подготовка учителя – предметника к работе в цифровой образовательной среде.
32. Подготовка учителя-предметника к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования.
33. Постдипломное образование учителя-предметника.
Смежные специальности (в рамках группы научной специальности):
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
5.8.3. Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)
5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
5.8.7. Методология и технология профессионального образования
Шифр научной специальности: 5.8.3. Коррекционная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия)
Направления исследований:
- Теория и методология коррекционной педагогики.
- История развития научных взглядов и практики, анализ и прогнозирование тенденций развития систем специального и инклюзивного образования в России и других странах мира.
- Педагогическое выявление детей с риском нарушения развития, педагогический компонент дифференциальной диагностики, диагностики развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на всех возрастных этапах.
- Педагогические классификации, компоненты психолого-педагогических, клинико-педагогических, клинико-психолого-педагогических классификаций различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Особые образовательные потребности детей младенческого, раннего, дошкольного, школьного и пост-школьного возраста с нарушениями слуха, зрения, речи, двигательной сферы, интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость), расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития, новой группы детей с ОВЗ с измененным функциональным статусом вследствие применения цифровых медико-биологических технологий[1].
- Особые образовательные потребности семьи, воспитывающей ребенка с нарушением развития.
- Предупреждение и коррекция вторичных нарушений развития у детей с ОВЗ средствами специального обучения и воспитания.
- Системы раннего (с первых месяцев жизни) выявления, профилактики и коррекционной помощи детям группы риска и детям с выявленными нарушениями развития, обучение семьи развивающему взаимодействию со своим ребенком младенческого и раннего возраста.
- Системы развивающего, коррекционно-направленного воспитания и обучения дошкольников и школьников с различными нарушениями развития в различных образовательных средах (специальное и инклюзивное образование).
- Системы профессионально-трудовой подготовки, переподготовки, трудоустройства лиц с различными нарушениями развития.
- Психолого-педагогическая реабилитация, обучение и воспитание детей с ОВЗ после изменения их функционального статуса вследствие применения новейших цифровых и медико-биологических технологий (дети с кохлеарными, зрительными, двигательными имплантами и др.).
- Развитие жизненной компетенции детей с нарушениями развития в разных образовательных средах (специального и инклюзивного образования);
- Цифровая социализация и безопасность детей с различными нарушениями развития, возможности и ограничения в освоении цифрового пространства.
- Цифровые инструменты обучения, развития и коррекции его нарушений у детей с ОВЗ; цифровые инструменты педагогической помощи, онлайн-сервисы, мобильные приложения для родителей детей с ОВЗ, цифровые инструменты формирования профессиональных компетенций специалистов в области коррекционной педагогики.
- Педагогические аспекты комплексной реабилитации и сопровождения лиц с приобретенными первичными и вторичными нарушениями развития.
- Содержание, методы, технологии, цифровые инструменты профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в области коррекционной педагогики в системе профессионального образования
- Содержание, методы, технологии междисциплинарного взаимодействия специалистов в области коррекционной педагогики на разных этапах профессиональной деятельности.
Смежные специальности (в рамках группы научной специальности):
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура
5.8.7. Методология и технология профессионального образования
Шифр научной специальности: 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
Направления исследований:
- Методология и общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы физической культуры.
- Историко-логические и теоретические исследования эволюции научных знаний в области физической культуры.
- История развития научных идей, концепций, теорий, терминологии и тезауруса в области физической культуры.
- Прогнозирование развития системы физической культуры в государстве и международном сообществе.
- Факторы, условия и закономерности направленного двигательного развития и совершенствования людей, входящих в различные социально-демографические группы.
- Содержание и направленность социо-культурной деятельности в сфере физической культуры.
- Управление, менеджмент и маркетинг в системе физической культуры.
- Закономерности управления и обучения движениям человека в обычных и экстремальных условиях.
- Двигательное (психомоторное) развитие человека в онтогенезе (сенситивные периоды, лабильные и инволюционные периоды угасания двигательной функции).
- Мотивация в сфере двигательной активности человека.
- Теория и методика обучения двигательным действиям человека.
- Адаптационные механизмы в сфере двигательной активности человека.
- Теории и концепции физического воспитания.
- Содержание, направленность и методы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, студентов.
- Содержание, направленность, методы, методики и технологии двигательной активности взрослого населения на различных предприятиях, санаториях, профилакториях, домах отдыха, в фитнес клубах, по месту жительства, в семье и быту.
- Оздоровительный и рекреационный туризм в системе физического воспитания.
- Теории и концепции профессионально-прикладной физической подготовки.
- Теория и закономерности развития, функционирования и совершенствования профессионально-важных физических качеств, формирования прикладных двигательных умений и навыков представителей различных профессий (в том числе специалистов силовых ведомств), деятельность которых сопряжена с физическими нагрузками и характеризуется проявлением сложных двигательных актов.
- Содержание, направленность, методы, методики и технологии профессионально-прикладной физической подготовки в организациях среднего профессионального образования и высшего образования.
- Содержание, направленность, методы, методики и технологии профессионально-прикладной и служебно-прикладной физической подготовки в силовых ведомствах.
Смежные специальности (в рамках группы научной специальности):
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
5.8.5. Теория и методика спорта
5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура
5.8.7. Методология и технология профессионального образования
Шифр научной специальности: 5.8.5. Теория и методика спорта
Направления исследований:
- Пути повышения значимости спорта в современном обществе.
- Научное обоснование структуры и содержания базовых компонентов спорта.
- Спорт как социальное явление.
- Историко-логические и теоретические исследования эволюции научных знаний в области спорта.
- Международное олимпийское движение (закономерности развития, функционирования и управления).
- Прогнозирование развития спорта в государстве и международном сообществе.
- Дидактические проблемы спорта.
- Социокультурная деятельность в спорте.
- Социокультурные детерминанты духовно-нравственного развития спортсменов в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.
- Методологические аспекты построения теории и современных знаний в системе подготовки спортсменов в группах родственных видов спорта и отдельных видах спорта.
- Теоретические и прикладные аспекты кратковременной и долговременной адаптации к нагрузкам и закономерности её формирования у спортсменов.
- Соревновательная деятельность в спорте.
- Содержание и направленность теоретической подготовки спортсменов.
- Содержание и направленность технической подготовки спортсменов.
- Содержание и направленность тактической подготовки спортсменов.
- Содержание и направленность психологической подготовки спортсменов.
- Содержание и направленность физической подготовки спортсменов.
- Физические качества спортсменов (силовые, скоростные, выносливость, координация, гибкость) и закономерности их развития.
- Содержание и структура многолетнего процесса спортивного совершенствования.
- Проблемы периодизации подготовки спортсменов в микро-, мезо- и макроциклах тренировочного процесса.
- Управление подготовкой спортсменов (планирование, моделирование, в том числе компьютерное, информационное, математическое, имитационное; прогнозирование, программирование, контроль; научно-методическое обеспечение тренировочного процесса; разрядные нормативы и квалификационные требования).
- Закономерности прогнозирования и проявления способностей к спортивной деятельности в системе спортивного отбора и ориентации.
- Методология, теория и концепции спортивного отбора.
- Биомеханика спортивных движений в различных условиях тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов.
- Внешние средовые факторы, влияющие на процессы тренировочной и соревновательной деятельности.
- Проблемы утомления, переутомления, перенапряжения в спорте и технологии ускорения восстановительных процессов, повышения и сохранения на должном уровне физической работоспособности и функциональной тренированности спортсмена.
- Биомеханические эргогенные средства в системе подготовки спортсменов.
- Теория и методика спорта высших достижений.
- Теория и методика детско-юношеского спорта.
- Теория и методика студенческого спорта.
- Теория и методика профессионального спорта.
Смежные специальности (в рамках группы научной специальности):
5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура
Шифр научной специальности: 5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура
Направления исследований:
- История развития научных идей, концепций, теорий, терминологии и тезауруса в сфере оздоровительной и адаптивной физической культуры.
- Опыт научного обоснования содержания, направленности и методики подготовки специалистов в сфере оздоровительной и адаптивной физической культуры.
- Историографический анализ перспектив использования накопленного потенциала в сфере оздоровительной физической и адаптивной культуры в новых социокультурных условиях.
- Теории и концепции оздоровительной физической культуры.
- Содержание, направленность, методы, методики и технологии, в том числе инновационные, оздоровления человека с помощью целенаправленного использования средств двигательной активности.
- Проектирование, конструирование и функционирование физкультурно-оздоровительных технологий в различные возрастные периоды повседневной жизни и деятельности человека.
- Профилактика профессиональных и иных наиболее распространённых заболеваний, методы и методики восстановления здоровья с использованием физических упражнений и естественно-средовых факторов.
- Физкультурно-оздоровительные технологии, методы и методики двигательной активности студентов средних профессиональных и высших образовательных организаций, занимающихся физическими упражнениями в составе основных и подготовительных групп.
- Физкультурно-оздоровительные технологии для лиц, входящих в различные социально-демографические группы.
- Методы и методики укрепления здоровья и закаливания организма детей дошкольного возраста, учащихся общеобразовательных школ, студентов высших и средне-профессиональных образовательных организаций с использованием физических упражнений и естественно-средовых факторов.
- Оздоровительно-рекреационная и физкультурно-оздоровительная деятельность с использованием соревновательного метода.
- Теории и концепции адаптивной физической культуры.
- Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре.
- Содержание, направленность, методы, методики и технологии адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта, двигательной активности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья всех социально-демографических и нозологических групп.
- Двигательная рекреация, интегрированные программы, объединяющие креативные (телесно-ориентированные) и экстремальные виды адаптивной физической культуры с искусством и творческой деятельностью инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья всех социально-демографических и нозологических групп.
- Адаптивная физическая реабилитация, физическая реабилитация, восстановление и совершенствование физического, психического и социального здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Инновационные технологии в адаптивном физическом воспитании лиц, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
- Нетрадиционные оздоровительные технологии, телесно-ориентированные практики, национальные спортивно-оздоровительные технологии, коррекционно-развивающие игры, технологии психосоматической регуляции в адаптивной физической культуре.
- Средства, методы и технологии коррекции физического и психического развития, самореализации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
- Методы, методики и технологии обучения двигательным действиям лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
- Методы, методики и технологии восстановления нарушенных или временно утраченных двигательных функций человека средствами адаптивной физической культуры.
- Проектирование и конструирование комплексов физических упражнений для восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма человека.
- Поиск эффективных средств, методов и технологий коррекции физического и психического развития, самореализации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
- Поиск эффективных методов изучения и оценки инновационных технологий в адаптивной физической культуре с целью усиления практической пользы и повышения целенаправленности педагогических воздействий.
- Интеграция передового педагогического опыта по практическому внедрению эффективных средств, методов и технологий, способствующих формированию качественно нового более высокого от исходного уровня физического и социального развития человека во все виды адаптивной физической культуры.
- Психолого-педагогические подходы к организации адаптивной физической культуры в системе коррекционной работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и инвалидами в условиях коррекционного и инклюзивного образования (глухие, слабослышащие, незрячие, слабовидящие, дети с речевыми нарушениями, дети с задержкой психического развития, дети с нарушением интеллекта, дети с расстройством аутистического спектра, дети с множественными нарушениями развития, дети с ОВЗ с измененным функциональным статусом вследствие применения новейших медико-биологических цифровых технологий).
- Спорт слепых.
- Спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.
- Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями.
- Спорт глухих.
- Инновационные технологии в адаптивном спорте.
Смежные специальности (в рамках группы научной специальности):
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
5.8.3. Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)
5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
5.8.5. Теория и методика спорта
Шифр научной специальности: 5.8.7.Методология и технология профессионального образования
Направления исследований:
- Методология исследований проблем профессионального образования, научные подходы к исследованию тенденций развития профессионального образования.
- Генезис методологических и теоретических основ профессионального образования.
- Понятийный аппарат профессионального образования.
- Методологические основы компетентностного, контекстного, проектного, субъектоцентрированного подходов в профессиональном образовании. Целостность процесса профессионального образования, несводимость его к предметному обучению. Компетентностная модель специалиста.
- Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста. Обновление профессиональных функций специалистов в условиях цифровизации экономики и социокультурной сферы как фактор развития содержания и технологий профессионального образования.
- Формирование профессионального мировоззрения.
- Интеграционные процессы в профессиональном образовании. Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования.
- Гуманизация профессионального образования. Гуманитарная экспертиза инновационных проектов в сфере профессионального образования.
- Образовательная среда организации профессионального образования. цифровые образовательные среды в вузах и колледжах.
- Сетевые модели и цифровые технологии в сфере профессионального образования. Новые цифровые ресурсы и риски в условиях цифровой трансформации профессионального образования.
- Теории содержания и научные основы технологий профессионального образования. Критерии эффективности подготовки кадров. Моделирование профессиональной деятельности как метод обучения.
- Отбор и структурирование цифрового контента содержания профессионального образования.
- Инновационные технологии в области профессионального образования. Системно-модульный подход в профессиональном образовании.
- Управление качеством профессионального образования. Научные основы стандартизации профессионального образования и обеспечения единства образовательного пространства. Методология разработки стандартов профессионального образования. Диагностика качества профессионального образования.
- Уровни и типы учебных заведений профессионального образования.
- Непрерывное профессиональное образование, преемственность уровней профессионального образования. Механизмы взаимодействия образования, науки и производства.
- Подготовка специалистов в высших учебных заведениях. Направления развития классического университетского и профильного высшего образования.
- Подготовка специалистов в учреждениях среднего профессионального образования.
- Подготовка квалифицированных рабочих в учреждениях профессионального образования.
- Внутрикорпоративная подготовка кадров; наставничество как образовательный процесс.
- Переподготовка и повышение квалификации специалистов различных уровней и профилей.
- Профессиональное обучение безработных и незанятого населения.
- Педагогическое образование. Личностно-профессиональный генезис учителя. Подготовка научно-педагогических кадров для высшей школы.
- Профессиональное воспитание: сущность, основные направления. Личностно-развивающий подход в профессиональном воспитании. Профессиональное саморазвитие, самообучение, самовоспитание.
- Концептуализация эффективных практик подготовки кадров для различных профессиональных сфер; методы исследования профессионального образования.
- Сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования в различных странах мира. Международное сотрудничество и мобильность в сфере профессионального образования. Образовательная роль международных профессиональных конкурсов.
- Государственно-общественный характер управления профессиональным образованием.
- Взаимодействие систем профессионального образования с рынком труда и социальными партнерами.
- Образовательный менеджмент и маркетинг в профессиональном образовании.
- Педагогические проблемы профориентации, управления и социально-экономического развития системы профессионального образования. Развивающий потенциал интернет-ресурсов в профориентации и профессиональном образовании.
- Регионализация профессионального образования, региональные производственно-образовательные комплексы, дуальное образование.
Смежные специальности (в рамках группы научной специальности):
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
5.8.3. Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)
5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка