https://vestnik.volbi.ru/

Педагогика

5.8. Педагогика

                                          

5.8.1.Общая педагогика,история педагогики и образования                                                                                        

   

5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Педагогические

   

5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

Педагогические

   

5.8.5. Теория и методика спорта

Педагогические

   

5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура

Педагогические

   

5.8.7. Методология и технология профессионального образования

 
 
 

Паспорта научных специальностей

5. Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Направления исследований:

  1. Методология педагогических исследований в современной социокультурной ситуации.
  2. Методологическое обоснование междисциплинарных связей в педагогических   исследованиях  развития образования.
  3. Методология исследований педагогической составляющей социальных процессов.
  4. Развитие педагогической науки как целостной системы научного знания и научной деятельности;    система современного педагогического знания.
  5. Качество педагогических исследований; исследования вклада образования и педагогической науки в социально-экономическое развитие страны.
  6. История развития педагогической науки и образовательной  практики. Становление и развитие научно-педагогического знания.
  7. Исследования исторического развития  образовательных систем.
  8. История образовательной политики.
  9. Историко - педагогическая персоналистика.
  10. Теории и концепции образования. Социокультурная обусловленность и динамика образования на различных этапах жизненного пути человека.
  11. Потенциальные возможности самоопределения и саморазвития человека средствами образования в современном мире.
  12. Педагогическое взаимодействие в цифровой среде.
  13. Системные изменения профессионально-педагогической деятельности учителя, в том числе её сущности, структуры, функций.
  14. Концепции непрерывного образования в информационном обществе; взаимосвязь формального, неформального и информального образования; базового и дополнительного образования.
  15. Взаимосвязь общей и коррекционной педагогики в исследованиях развития инклюзивного образования.  
  16. Сравнительные исследования трансформаций систем образования.
  17. Исследования эффективных педагогических практик и инноваций.
  18. Теории и концепции обучения.   Преемственность дидактических систем всех уровней и видов образования.
  19. Цифровая трансформация дидактических систем.
  20. Теоретико-методологические проблемы моделирования содержания образования.
  21. Типы, модели и стратегии обучения, границы их применимости.
  22. Исследования развития учебно-методического обеспечения процесса обучения.
  23. Дидактические возможности открытой образовательной среды.
  24. Теории и концепции воспитания и социализации. Социокультурная обусловленность воспитания; антропология современного детства.
  25. Ценностные основания построения воспитательных систем в современном социокультурном пространстве.
  26. Концепции социализации, социального воспитания и социального развития человека в цифровом обществе на различных этапах его жизненного пути; взаимосвязь воспитания личности и развития коллектива (сообщества).
  27. Кибербезопасность личности в цифровом социуме как педагогическая проблема.
  28. Социокультурные практики в образовании; детские общественные движения и объединения.
  29. Педагогика семейного воспитания; педагогическая поддержка семейного воспитания.
  30. Педагогические модели профилактики асоциального поведения детей и подростков  в открытых цифровых образовательных средах.
  31. Педагогические концепции организации социально-культурной деятельности. 
  32. Управление образованием. Методология оценки качества образования, ориентированная на инновационное развитие общества.
  33. Исследования влияния социальных и цифровых сред на качество образования.
  34. Образовательная политика. Государственно-общественное управление образованием. Командные стратегии в управлении.
  35. Управление развитием образовательных сообществ в цифровых средах.
  36. Педагогическая компаративистика. Исследования состояния и тенденций развития педагогической теории и практики образования в различных странах и регионах мира.
  37. Международные исследования качества образования.
  38. Этнокультурное воспитание в современном мире.

 

Смежные специальности (в рамках группы научной специальности):

5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

5.8.3. Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)

5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура

5.8.7. Методология и технология профессионального образования

 

Шифр научной специальности: 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Направления исследований:

1. Методологические подходы к построению предметного образования.

2. Закономерности и тенденции развития предметного образования, новые модели и стратегии.

3. Взаимосвязи теории, методики и практики обучения на уровне общего и высшего образования (по областям знаний).

4. Научные основы проектирования новых методических систем по различным образовательным областям, дисциплинам, предметам, курсам в соответствии со стратегическими направлениями модернизации отечественного образования в условиях цифровой образовательной среды, а также прогнозирование их развития.

5. Методические концепции содержания обучения и его проектирования (по областям знаний и уровню образования).

6. Теоретические основы методов и форм обучения (по областям знаний и уровню образования).

7. Математическое моделирование образовательных процессов и систем предметного образования.

8. Теоретические основы создания цифровой образовательной среды (по областям знаний и уровням образования).

9. Взаимодействия теории, методики и практики предметного образования с отраслями науки, культуры, производства.

10. Теоретические основы предметного обучения и принципы его организации на междисциплинарной основе (с опорой на современные достижения смежных наук - психологии, физиологии, нейронаук и др.).

11. Аксиологические основы предметного образования; проблемы формирования мировоззрения, научной картины мира, соотношений научной и религиозной картин мира, познавательной мотивации у субъектов, образовательного процесса средствами предметного образования.

12. История становления и развития теории и методики обучения и воспитания по областям знаний и уровням образования.

13. История развития методических систем предметного обучения.

14. Эволюция содержания предметного обучения.

15. История становления и развития методов, технологий и организационных форм предметного образования.

16. Сравнительные исследования методических систем предметного образования.

17. Взаимосвязь, преемственность и интеграция учебных предметов и дисциплин в структуре общего и высшего образования.

18. Научные основы разработки интегрированных учебных дисциплин и технологии создания их научно-методического обеспечения в структуре общего и высшего образования.

19.  Обеспечение безопасности, в том числе кибербезопасности, личности средствами учебного предмета.

20. Теоретические основы создания и использования новых образовательных технологий и методических систем обучения,  обеспечивающих развитие учащихся на разных ступенях образования.

21. Развитие информационно-когнитивных технологий получения знаний средствами учебного предмета.

22. Теория, методика и практика разработки учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

23. Теория, методика и практика разработки и использования в обучении  цифровых образовательных ресурсов (по областям знаний и уровням образования).

24. Теория и практика разработки и применения в обучении, компьютерных инструментов, современных информационных технологий и возможностей сети Интернет. 

25. Методическая система дистанционного и смешанного обучения (по областям знаний и уровням образования)

26. Теоретические основания и практика создания учебников нового поколения, в том числе для организации процесса обучения в цифровой образовательной среде.

27. Проектирование и разработка вариативных форм взаимодействия общего и дополнительного образования по предмету.

28. Проектирование систем оценки достижений обучающихся в предметном образовании.

29. Профориентационные возможности различных образовательных областей в общеобразовательной школе.

30. Методическая подготовка учителя-предметника к профессиональной деятельности в системе общего и дополнительного образования.

31. Подготовка учителя – предметника к работе в цифровой образовательной среде.

32. Подготовка учителя-предметника к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования.

33. Постдипломное образование учителя-предметника.

 

Смежные специальности (в рамках группы научной специальности):

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

5.8.3. Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)

5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

5.8.7. Методология и технология профессионального образования

 

Шифр научной специальности: 5.8.3. Коррекционная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия)

Направления исследований:

  1. Теория и методология коррекционной педагогики.
  2. История развития научных взглядов и практики, анализ и прогнозирование тенденций развития систем специального и инклюзивного образования в России и других странах мира.
  3. Педагогическое выявление детей с риском нарушения развития, педагогический компонент дифференциальной диагностики, диагностики развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на всех возрастных этапах.
  4. Педагогические классификации, компоненты психолого-педагогических, клинико-педагогических, клинико-психолого-педагогических классификаций различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Особые образовательные потребности детей младенческого, раннего, дошкольного, школьного и пост-школьного возраста с нарушениями слуха, зрения, речи, двигательной сферы, интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость), расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития, новой группы детей с ОВЗ с измененным функциональным статусом вследствие применения цифровых медико-биологических технологий[1].
  6. Особые образовательные потребности семьи, воспитывающей ребенка с нарушением развития.
  7. Предупреждение и коррекция вторичных нарушений развития у детей с ОВЗ средствами специального обучения и воспитания.
  8. Системы раннего (с первых месяцев жизни) выявления, профилактики и коррекционной помощи детям группы риска и детям с выявленными нарушениями развития, обучение семьи развивающему взаимодействию со своим ребенком младенческого и раннего возраста. 
  9. Системы развивающего, коррекционно-направленного воспитания и обучения дошкольников и школьников с различными нарушениями развития в различных образовательных средах (специальное и инклюзивное образование).
  10. Системы профессионально-трудовой подготовки, переподготовки, трудоустройства лиц с различными нарушениями развития.
  11. Психолого-педагогическая реабилитация, обучение и воспитание детей с ОВЗ после изменения их функционального статуса вследствие применения новейших цифровых и медико-биологических технологий (дети с кохлеарными, зрительными, двигательными имплантами и др.).
  12. Развитие жизненной компетенции детей с нарушениями развития в разных образовательных средах (специального и инклюзивного образования);
  13. Цифровая социализация и безопасность детей с различными нарушениями развития, возможности и ограничения в освоении цифрового пространства.
  14. Цифровые инструменты обучения, развития и коррекции его нарушений у детей с ОВЗ; цифровые инструменты педагогической помощи, онлайн-сервисы, мобильные приложения для родителей детей с ОВЗ, цифровые инструменты формирования профессиональных компетенций специалистов в области коррекционной педагогики.
  15. Педагогические аспекты комплексной реабилитации и сопровождения лиц с приобретенными первичными и вторичными нарушениями развития.
  16. Содержание, методы, технологии, цифровые инструменты профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в области коррекционной педагогики в системе профессионального образования
  17. Содержание, методы, технологии междисциплинарного взаимодействия специалистов в области коррекционной педагогики на разных этапах профессиональной деятельности.

 

Смежные специальности (в рамках группы научной специальности):

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура

5.8.7. Методология и технология профессионального образования

 

Шифр научной специальности: 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

Направления исследований:

  1. Методология и общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы физической культуры.
  2. Историко-логические и теоретические исследования эволюции научных знаний в области физической культуры.
  3. История развития научных идей, концепций, теорий, терминологии и тезауруса в области физической культуры.
  4. Прогнозирование развития системы физической культуры в государстве и международном сообществе.
  5. Факторы, условия и закономерности направленного двигательного развития и совершенствования людей, входящих в различные социально-демографические группы.
  6. Содержание и направленность социо-культурной деятельности в сфере физической культуры.
  7. Управление, менеджмент и маркетинг в системе физической культуры.
  8. Закономерности управления и обучения движениям человека в обычных и экстремальных условиях.
  9. Двигательное (психомоторное) развитие человека в онтогенезе (сенситивные периоды, лабильные и инволюционные периоды угасания двигательной функции).
  10. Мотивация в сфере двигательной активности человека.
  11. Теория и методика обучения двигательным действиям человека.
  12. Адаптационные механизмы в сфере двигательной активности человека.
  13. Теории и концепции физического воспитания.
  14. Содержание, направленность и методы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, студентов.
  15. Содержание, направленность, методы, методики и технологии двигательной активности взрослого населения на различных предприятиях, санаториях, профилакториях, домах отдыха, в фитнес клубах, по месту жительства, в семье и быту.
  16. Оздоровительный и рекреационный туризм в системе физического воспитания.
  17. Теории и концепции профессионально-прикладной физической подготовки.
  18. Теория и закономерности развития, функционирования и совершенствования профессионально-важных физических качеств, формирования прикладных двигательных умений и навыков представителей различных профессий (в том числе специалистов силовых ведомств), деятельность которых сопряжена с физическими нагрузками и характеризуется проявлением сложных двигательных актов.
  19. Содержание, направленность, методы, методики и технологии профессионально-прикладной физической подготовки в организациях среднего профессионального образования и высшего образования.
  20. Содержание, направленность, методы, методики и технологии профессионально-прикладной и служебно-прикладной физической подготовки в силовых ведомствах.

 

Смежные специальности (в рамках группы научной специальности):

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

5.8.5. Теория и методика спорта

5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура

5.8.7. Методология и технология профессионального образования

 

Шифр научной специальности: 5.8.5. Теория и методика спорта

Направления исследований:

  1. Пути повышения значимости спорта в современном обществе.
  2. Научное обоснование структуры и содержания базовых компонентов спорта.
  3. Спорт как социальное явление.
  4. Историко-логические и теоретические исследования эволюции научных знаний в области спорта.
  5. Международное олимпийское движение (закономерности развития, функционирования и управления).
  6. Прогнозирование развития спорта в государстве и международном сообществе.
  7. Дидактические проблемы спорта.
  8. Социокультурная деятельность в спорте.
  9. Социокультурные детерминанты духовно-нравственного развития спортсменов в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.
  10. Методологические аспекты построения теории и современных знаний в системе подготовки спортсменов в группах родственных видов спорта  и отдельных видах спорта.
  11.  Теоретические и прикладные аспекты кратковременной и долговременной адаптации к нагрузкам и закономерности её формирования у спортсменов.
  12. Соревновательная деятельность в спорте.
  13. Содержание и направленность теоретической подготовки спортсменов.
  14. Содержание и направленность технической подготовки спортсменов.
  15. Содержание и направленность тактической подготовки спортсменов.
  16. Содержание и направленность психологической подготовки спортсменов.
  17. Содержание и направленность физической подготовки спортсменов.
  18. Физические качества спортсменов (силовые, скоростные, выносливость, координация, гибкость) и закономерности их развития. 
  19. Содержание и структура многолетнего процесса спортивного совершенствования.
  20. Проблемы периодизации подготовки спортсменов в микро-, мезо- и макроциклах тренировочного процесса.
  21. Управление подготовкой спортсменов (планирование, моделирование, в том числе компьютерное, информационное, математическое, имитационное; прогнозирование, программирование, контроль; научно-методическое обеспечение тренировочного процесса; разрядные нормативы и квалификационные требования).
  22. Закономерности прогнозирования и проявления способностей к спортивной деятельности в системе спортивного отбора и ориентации.
  23. Методология, теория и концепции спортивного отбора.
  24. Биомеханика спортивных движений в различных условиях тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов.
  25. Внешние средовые факторы, влияющие на процессы тренировочной и соревновательной деятельности.
  26. Проблемы утомления, переутомления, перенапряжения в спорте и технологии ускорения восстановительных процессов, повышения и сохранения на должном уровне физической работоспособности и функциональной тренированности спортсмена.
  27. Биомеханические эргогенные средства в системе подготовки спортсменов.
  1. Теория и методика спорта высших достижений. 
  1. Теория и методика детско-юношеского спорта. 
  1. Теория и методика студенческого спорта. 
  1. Теория и методика профессионального спорта.

 

Смежные специальности (в рамках группы научной специальности):

5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура

Шифр научной специальности: 5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура

Направления исследований:

  1. История развития научных идей, концепций, теорий, терминологии и тезауруса в сфере оздоровительной и адаптивной физической культуры.
  2. Опыт научного обоснования содержания, направленности и методики подготовки специалистов в сфере оздоровительной и адаптивной физической культуры.
  3. Историографический анализ перспектив использования накопленного потенциала в сфере оздоровительной физической и адаптивной культуры в новых социокультурных условиях.
  4. Теории и концепции оздоровительной физической культуры.
  5. Содержание, направленность, методы, методики и технологии, в том  числе инновационные, оздоровления человека с помощью целенаправленного использования средств двигательной активности.
  6. Проектирование, конструирование и функционирование физкультурно-оздоровительных технологий в различные возрастные периоды повседневной жизни и деятельности человека.
  7. Профилактика профессиональных и иных наиболее распространённых заболеваний, методы и методики восстановления здоровья с использованием физических упражнений и естественно-средовых факторов.
  8. Физкультурно-оздоровительные технологии, методы и методики двигательной активности студентов средних профессиональных и высших образовательных организаций, занимающихся физическими упражнениями в составе основных и подготовительных групп.
  9. Физкультурно-оздоровительные технологии для лиц, входящих в различные социально-демографические группы.
  10. Методы и методики укрепления здоровья и закаливания организма детей дошкольного возраста, учащихся общеобразовательных школ, студентов высших и средне-профессиональных образовательных организаций с использованием физических упражнений и естественно-средовых факторов.
  11. Оздоровительно-рекреационная и физкультурно-оздоровительная деятельность с использованием соревновательного метода.
  12. Теории и концепции адаптивной физической культуры.
  13. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре.
  14. Содержание, направленность, методы, методики и технологии адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта, двигательной активности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья всех социально-демографических и нозологических групп.
  15. Двигательная рекреация, интегрированные программы, объединяющие креативные (телесно-ориентированные) и экстремальные виды адаптивной физической культуры с искусством и творческой деятельностью инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья всех социально-демографических и нозологических групп.
  16. Адаптивная физическая реабилитация, физическая реабилитация, восстановление и совершенствование физического, психического и социального здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  17. Инновационные технологии в адаптивном физическом воспитании лиц, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
  18. Нетрадиционные оздоровительные технологии, телесно-ориентированные практики, национальные спортивно-оздоровительные технологии, коррекционно-развивающие игры, технологии психосоматической регуляции в адаптивной физической культуре.
  19. Средства, методы и технологии коррекции физического и психического развития, самореализации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
  20. Методы, методики и технологии обучения двигательным действиям лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
  21. Методы, методики и технологии восстановления нарушенных или временно утраченных двигательных функций человека средствами адаптивной физической культуры.
  22. Проектирование и конструирование комплексов физических упражнений для восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма человека.
  23. Поиск эффективных средств, методов и технологий коррекции физического и психического развития, самореализации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
  24. Поиск эффективных методов изучения и оценки инновационных технологий в адаптивной физической культуре с целью усиления практической пользы и повышения целенаправленности педагогических воздействий.
  25. Интеграция передового педагогического опыта по практическому внедрению эффективных средств, методов и технологий, способствующих формированию качественно нового более высокого от исходного уровня физического и социального развития человека во все виды адаптивной физической культуры.
  26. Психолого-педагогические подходы к организации адаптивной физической культуры в системе коррекционной работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и инвалидами в условиях коррекционного и инклюзивного образования (глухие, слабослышащие, незрячие, слабовидящие, дети с речевыми нарушениями, дети с задержкой психического развития, дети с нарушением интеллекта, дети с расстройством аутистического спектра, дети с множественными нарушениями развития, дети с ОВЗ с измененным функциональным статусом вследствие применения новейших медико-биологических цифровых технологий).
  27. Спорт слепых.
  28. Спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.
  29. Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями.
  30. Спорт глухих.
  31. Инновационные технологии в адаптивном спорте.

 

Смежные специальности (в рамках группы научной специальности):

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

5.8.3. Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)

5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

5.8.5. Теория и методика спорта

 

Шифр научной специальности: 5.8.7.Методология и технология профессионального образования

 

Направления исследований:

  1. Методология исследований проблем профессионального образования, научные подходы к исследованию тенденций развития профессионального образования.
  2. Генезис методологических и теоретических основ профессионального образования.
  3. Понятийный аппарат профессионального образования.
  4. Методологические основы компетентностного, контекстного, проектного, субъектоцентрированного подходов в профессиональном образовании. Целостность процесса профессионального образования, несводимость его к предметному обучению. Компетентностная модель специалиста.
  5. Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста. Обновление профессиональных функций специалистов в условиях цифровизации экономики и социокультурной сферы как фактор развития содержания и технологий профессионального образования.
  6. Формирование профессионального мировоззрения.
  7. Интеграционные процессы в профессиональном образовании. Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования.
  8. Гуманизация профессионального образования. Гуманитарная экспертиза инновационных проектов в сфере профессионального образования.
  9. Образовательная среда организации профессионального образования. цифровые образовательные среды в вузах и колледжах.
  10. Сетевые модели и цифровые технологии в сфере профессионального образования. Новые цифровые ресурсы и риски в условиях цифровой трансформации профессионального образования.
  11. Теории содержания и научные основы технологий профессионального образования. Критерии эффективности подготовки кадров. Моделирование профессиональной деятельности как метод обучения.
  12. Отбор и структурирование цифрового контента содержания профессионального образования.
  13. Инновационные технологии в области профессионального образования. Системно-модульный подход в профессиональном образовании.
  14. Управление качеством профессионального образования. Научные основы стандартизации профессионального образования и обеспечения единства образовательного пространства. Методология разработки стандартов профессионального образования. Диагностика качества профессионального образования.
  15. Уровни и типы учебных заведений профессионального образования.
  16. Непрерывное профессиональное образование, преемственность уровней профессионального образования. Механизмы взаимодействия образования, науки и производства.
  17. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях. Направления развития классического университетского и профильного высшего образования.
  18. Подготовка специалистов в учреждениях среднего профессионального образования.
  19. Подготовка квалифицированных рабочих в учреждениях профессионального образования.
  20. Внутрикорпоративная подготовка кадров; наставничество как образовательный процесс.    
  21. Переподготовка и повышение квалификации специалистов различных уровней и профилей.
  22. Профессиональное обучение безработных и незанятого населения.
  23. Педагогическое образование. Личностно-профессиональный генезис учителя. Подготовка научно-педагогических кадров для высшей школы.
  24. Профессиональное воспитание: сущность, основные направления. Личностно-развивающий подход в профессиональном воспитании. Профессиональное саморазвитие, самообучение, самовоспитание.
  25. Концептуализация эффективных практик подготовки кадров для различных профессиональных сфер; методы исследования профессионального образования.
  26. Сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования в различных странах мира. Международное сотрудничество и мобильность в сфере профессионального образования.  Образовательная роль международных профессиональных конкурсов.
  27. Государственно-общественный характер управления профессиональным образованием.
  28. Взаимодействие систем профессионального образования с рынком труда и социальными партнерами.
  29. Образовательный менеджмент и маркетинг в профессиональном образовании.
  30. Педагогические проблемы профориентации, управления и социально-экономического развития системы профессионального образования. Развивающий потенциал интернет-ресурсов в профориентации и профессиональном образовании.
  31. Регионализация профессионального образования, региональные производственно-образовательные комплексы, дуальное образование.

 

Смежные специальности (в рамках группы научной специальности):

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

5.8.3. Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)

5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка