https://vestnik.volbi.ru/

КАРТИРОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (на примере профессионального самоопределения подростков)

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Дудчик С. В.
Номер журнала: 1(46) Месяц и год выхода: февраля 2019
Аннотация:

В статье обозначена актуальность эффективной деятельности классного руководителя в профессиональном самоопределении старшеклассников, поиска новых подходов и средств организации педагогического сопровождения данного процесса. В связи с этим предпринята попытка обоснования дальнейших перспектив совершенствования форм и способов, учитывающих личный образовательный запрос подростка, который позволяет объединять получаемую им информацию о профессиях с имеющимся личным опытом. Таким средством может стать картирование. Картирование (работа с картой в тьюторстве) может стать автономным педагогическим средством классного руководителя, которое позволит подростку проанализировать личный опыт, поставить определенные цели, оценить ресурсы к их достижению, осуществить выбор профиля в старшей школе, а в дальнейшем и выбор профессии. Указанное средство объединяет и структурирует полученную информацию, позволяет увидеть себя и свои дефициты, помогает фиксировать новые цели и искать ресурсы для их достижения. Проанализированы разработанные в разные годы и применяемые в тьюторской практике различные виды картирования (личностно‑ресурсное картирование, образовательная картография, событийно‑ресурсное картирование и др.). Сделаны выводы, что все виды карт способствуют актуализации и объективации объектов картирования (своих мыслей и знаний, образовательного опыта, целей, задач, ресурсов для их реализации и т. д.), выработке навыков рефлексии, структурированию объектов картирования, дооформлению личных смыслов и целей. Обозначены подходы к картированию, определена сущность и специфика использования различных видов карт.

Ключевые слова:

картирование, технология картирования, тьюторское сопровождение, классный руководитель, образовательная технология, тьютор, самоопределение, профессиональное самоопределение, тьюторские компетенции, технологии и методики тьюторского сопровождения.

Как цитировать статью:

Дудчик С. В. Картирование как педагогическое средство в работе классного руководителя (на примере профессионального самоопределения подростков) // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 1 (46). С. 437–443. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.46.165.