http://vestnik.volbi.ru/

СТРУКТУРНО-КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Вернуться к статьям номера
PDF: Автор(ы): Портнова В. Н.
Номер журнала: 1(46) Месяц и год выхода: Февраль 2019
Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы формирования информационной культуры курсантов, связанные с процессами информатизации общества и, как следствие, информатизации военного образования. Автором проводится анализ существующих подходов к определению понятия «информационная культура», уточняется понятие «информационная культура курсантов как профессионально значимое качество личности специалиста». В статье рассматривается содержание, структура, компоненты, критерии и показатели информационной культуры курсантов как профессионально значимого качества личности. Отмечены особенности формирования информационной культуры будущих офицеров, факторы, обуславливающие процесс ее формирования в военном вузе. Указано, что информационная культура является индивидуально‑личностной характеристикой, в центре которой ценностно‑смысловое отношение к профессиональной деятельности. Определены детерминанты процесса формирования информационной культуры: процессы, связанные с информатизацией общества и информационными технологиями, педагогическое взаимодействие в условиях военного вуза; развитие личности курсанта; диагностическая деятельность преподавателя. В структуре информационной культуры выделены когнитивный, рефлексивный, эмоционально‑ценностный, коммуникативный, технологический компоненты. Все выделенные компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены и рассматриваются в соответствии с системным подходом. Описаны методики, использованные для выявления потребностей, состояния возможностей формирования информационной культуры курсантов, и результаты констатирующего этапа эксперимента. В заключение статьи отмечено, что сформированная информационная культура позволит офицеру в будущем грамотно прогнозировать результаты своих действий, дифференцировать и анализировать поступающую информацию, пользоваться современным высокоинтеллектуальным военным оборудованием и техникой, устанавливать коммуникативные взаимоотношения и налаживать контакт с подчиненными и сослуживцами.

Ключевые слова:

информационная культура, информационные технологии, информатизация, профессионально значимое качество личности, вооруженные силы, курсант, образовательный процесс, педагогическое взаимодействие, развитие личности, диагностическое сопровождение, детерминанты.

Как цитировать статью:

Портнова В. Н. Структурно-компонентный состав информационной культуры курсантов как профессионально значимого качества личности // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 1 (46). С. 449–453. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.46.116.