Аннотация: |
Мы считаем доказанным утверждение, что вред информационных технологий в массовом обучении превышает пользу. Но в условиях пандемии дистанционные технологии обучения стали единственной возможностью не прерывать учебный процесс, а поиск педагогических приемов и технологий, позволяющих компенсировать недостатки дистанционной формы обучения, становится все более актуальным. «Ретро-технологии» могут успешно применяться при дистанционном обучении, параллельно решая две актуальные для дистанционного обучения проблемы, а именно: склонность студентов к плагиату и недостаточность взаимодействия обучающихся с константной реальностью. В статье приведены результаты педагогического эксперимента, показывающие эффективность подачи информации с помощью «ретро-технологий» в процессе дистанционного обучения. Исследования проходили на базе Уральского государственного архитектурно-художественного университета в 2019—2021 гг. В рамках дисциплины «История изобразительных искусств» студентами бакалавриата дизайна, входившими в экспериментальные группы, выполнялись задания, основанные на моделировании константной реальности: построение макетов архитектурных конструкций из различных доступных «здесь и сейчас» материалов. Студенты контрольных группы изучали эти же темы на 3D-моделях, обучающих фильмах, фотографиях памятников, схемах, планах с комментариями лектора. Результаты итогового тестирования в экспериментальных группах были значительно выше, чем в контрольных. В статье описан педагогический прием, основанный на моделировании тантной реальности, — макетирование архитектурной конструкции из подручных материалов, показавший свою эффективность во время дистанционного обучения в 2020/2021 учебном году. Использование «ретро-технологий» при дистанционном обучении является эффективным средством коррекции недостатков цифрового инструментария. |
Ключевые слова: |
дистанционное обучение, е-дидактика, «ретро-технологии» в образовании, обучение дизайну,
моделирование константной реальности, профилактика
цифрового слабоумия, компетенция формообразования,
макетирование, профилактика плагиата, развитие пространственного мышления |