Аннотация: |
Совладающее поведение — это умение регулировать свое эмоциональное состояние в стрессовых ситуациях, выступающее фактором эффективной адаптации к новым условиям, жизненным трудностям. В данной статье рассматривается теоретическое обоснование формирования совладающего поведения у студентов-первокурсников посредством адаптационного семинара-тренинга. Современные исследователи сосредоточены на анализе классических копинг-стратегий. При этом недостаточно исследователей, ориентированных на проактивный копинг, на антиципацию. В связи с тем что образовательные учреждения несут ответственность за эмоциональное состояние обучающихся, социально-психологической службой необходимо обеспечение адаптационного периода, предусматривающего активную адаптацию, включение в тренинговую, групповую работу, которая способствует формированию совладающего поведения. Принципиальное отличие совладающего поведения от психологической защиты заключается в ориентации на реалии. В рамках исследования нами была разработана программа адаптационного семинара-тренинга, предусматривающая формирование проактивного совладающего поведения. На базе автономной некоммерческой организации профессионального образования «Московский областной гуманитарно-социальный колледж» проведено эмпирическое исследование, диагностирующее коммуникативные и организаторские склонности и уровень проактивного совладающего поведения подростков контрольной и экспериментальной (участники адаптационного семинара-тренинга) групп. В ходе работы по теме совладающего поведения применялосьаналитическоеисследованиепсихолого-педагогическойлитературы, учебно-методической базы, а также эмпирические методы — тестирование, качественная и количественная обработка данных, методы математической статистики: ранговая корреляция rs Спирмена, U-критерий Манна — Уитни. Выводы. Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что студенты-первокурсники, прошедшие адаптационный семинар-тренинг, характеризуются направленными на будущее копинговыми стратегиями поведения, которые взаимосвязаны с коммуникативными и организаторскими склонностями студентов. |
Ключевые слова: |
адаптация, совладающее поведение,
копинг-стратегии, копинг, проактивный копинг, психопластика личности, студенты-первокурсники, тренинг, подростковый возраст |