| PDF: |  | Автор(ы): | Захарова М. А., Федюшина У. И. | 
	
		| Номер журнала: | 1(70) | Месяц и год выхода: | марта 2025 | 
	
		| Аннотация: | В статье представлен опыт теоретического обоснования критериально-оценочного аппарата диагностики эффективности воспитательного процесса в условиях инклюзивного образования, а также анализируются некоторые результаты практической апробации авторской методики диагностики. Анализ психолого-педагогической и специальной литературы позволил сделать вывод о достаточности исследований, посвященных решению дидактических проблем инклюзивного образования и актуальности разработки проблемы организации инклюзивного воспитательного процесса. Представленные выводы позволяют отметить важность разработки системы оценки эффективности воспитательного процесса в контексте инклюзивного образования, выявить проблемы и потенциальные направления исследований в данной сфере. Авторы отмечают, что воспитательная система инклюзивной школы отличается сложностью организации в связи с психолого-социо-педагогической сущностью, неравновесностью, саморегулируемостью и управляемостью. Это открытая система, которая становится мощным средством социализации и адаптации в процессе взаимодействия с ближним и дальним социумом. Основу развития инклюзивной воспитательной системы составляет взаимодействие ее упорядочения и развития системообразующей связи. В качестве движущей силы можно выделить основное противоречие между интеграцией и дезинтеграцией, которое предполагает поиск баланса самовыражения самобытности и индивидуальности личности, с одной стороны, и стремления системы к ее нивелированию, с другой. Исследование проведено с целью разработки и частичной апробации критериально-оценочного аппарата диагностики эффективности воспитания в условиях инклюзивного образования. В качестве основных критериев эффективности инклюзивного воспитательного процесса предложены включенность в процессуальную, социальную и функциональную структуру воспитательной деятельности. Объективность оценки подтверждается валидностью отобранных авторами практических диагностических методик. | 
	
		| Ключевые слова: | инклюзия, инклюзивное образование,
инклюзивное воспитание, воспитательная деятельность,
инклюзивная воспитательная система, диагностика, оцен-
ка эффективности воспитания, критерий эффективности,
показатель эффективности, включенность воспитанников | 
	
		| Как цитировать статью: | Захарова М. А., Федюшина У. И. Оценка эффективности воспитательной деятельности в инклю-
зивной среде // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 1(70). С. 313—320. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.70.1191. |