http://vestnik.volbi.ru/

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА ГРАФФИТИ

Вернуться к статьям номера
PDF: Автор(ы): Крючева Я. В., Лысакова А. Ю., Семенкова С. Н.
Номер журнала: 2(47) Месяц и год выхода: Май 2019
Аннотация:

Статья посвящена теоретическому и эмпирическому анализу граффити как социально‑психологического явле‑ ния. Под граффити мы понимаем изображения или надпи‑ си, нацарапанные, написанные или нанесенные краской или чернилами на стенах или других поверхностях. Изучается мотивация авторов граффити. Раскрывают‑ ся психологические причины нанесения граффити, к кото‑ рым можно отнести: потребность в компенсации положи‑ тельных эмоций, идентификации, общении и расслаблении. Предлагается классификация видов граффити; выделены следующие их виды: музыкальные, эстетические, политиче‑ ские, философские и эротические; определена их специфика. С помощью граффити молодое поколение выражает свои политические взгляды, свою социальную позицию, отноше‑ ние к тому или иному явлению, проявляет эстетические чувства. По значимости для общества авторы выделяют конструктивные и деструктивные граффити. Основными методами, с помощью которых проводи‑ лось исследование, являются теоретические (анализ, обоб‑ щение, классификация; изучение психолого‑педагогической литературы) и эмпирические (метод фиксации эмпириче‑ ских данных, метод качественно‑количественного анализа материалов — контент‑анализ, а также интерпретация внутреннего мира человека). Теоретическая и практическая значимость работы со‑ стоит прежде всего в сборе, систематизации и обобщении материала граффити, выстраивании психологических при‑ чин создания надписей и рисунков, что может стать осно‑ вой для разработки тренинговых занятий с целью профи‑ лактики стресса, негативного эмоционального состояния, коррекции сложных и конфликтных взаимоотношений в молодежной среде. Данные исследования могут быть использованы в де‑ ятельности социальных и психологических служб, в прак‑ тике преподавания педагогики и психологии, а также в профилактической и воспитательной работе различных образовательных учреждений.

Ключевые слова:

граффити, причины создания граффити, психологические причины, потребность, виды граффити, конструктивные граффити, деструктивные граффити.

Как цитировать статью:

Крючева Я. В., Семенкова С. Н., Лысакова А. Ю. Социально-психологическая сторона граффити // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47). С. 389–393. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.47.238.