https://vestnik.volbi.ru/

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ФАКТОР САМОРАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Каменский А. М.
Номер журнала: 2(47) Месяц и год выхода: мая 2019
Аннотация:

В статье рассматривается проблематика взаимо‑ действия администрации школы, учителей, родителей, социальных партнеров. Анализируются особенности раз‑ личных моделей данного взаимодействия, возможность и целесообразность их применения в конкретных социально‑ экономических условиях с учетом определенного историческо‑ го контекста. Проводится подробный педагогический анализ основных тенденций взаимодействия школы и общества в те‑ чение длительного исторического периода как в зарубежной, так и в отечественной образовательной практике. Рассматриваются современные формы самоуправления в школьных коллективах, различные варианты обеспечения обратной свя‑ зи между участниками образовательного процесса. Осмысли‑ ваются новые формы работы школы с родителями и учащи‑ мися, такие как конфликтные комиссии, службы медиации, комитеты по урегулированию споров, электронные приемные. Одновременно очерчивается круг возможных негативных последствий избыточного форсирования темпов развития отношений государственно‑общественного партнерства. Описывается модель организации жизни школы, способствующая повышению эффективности взаимодействия участни‑ ков образовательных отношений и развитию организации в це‑ лом, основанная на принципах построения общешкольной игры «Наш город». Рассматриваются возможности актуализации детской и взрослой активности в игровых формах урочной и внеурочной деятельности образовательной организации на примере конкретного общеобразовательного лицея Санкт‑Петербурга. Представленная модель позволяет мини‑ мизировать множественные цивилизационные риски, возника‑ ющие в системе образования с развитием тенденции откры‑ тости деятельности школы. Делается вывод о необходимости изменения традиционных подходов во взаимодействии госу‑ дарства, школы и общества, детей и взрослых, поиска новых форм, привлекательных для современного человека, использо‑ вания успешных практик, реализованных в образовательных системах, построенных на принципах, отличающихся от тра‑ диционных. Подводится итог, ориентирующий школу на пер‑ манентный открытый диалог с обществом и государством.

Ключевые слова:

саморазвитие, самоуправление, само‑ организация, совет школы, делегирование полномочий, информационно‑коммуникативные технологии, цивилизационные угрозы, государственно‑общественное управление, взаимодействие участников образовательного процесса, коллегиальность.

Как цитировать статью:

Каменский А. М. Взаимодействие субъектов образовательного процесса как фактор саморазвития школы // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47). С. 328–333. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.47.273.