http://vestnik.volbi.ru/

МАТРИЧНЫЙ ПОДХОД К ОПИСАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В НАУЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Вернуться к статьям номера
PDF: Автор(ы): Кружилина Т. В., Неретина Т. Г., Орехова Т. Ф.
Номер журнала: 2(51) Месяц и год выхода: Май 2020
Аннотация:

В статье рассматривается матричный подход как один из возможных способов описания различных педагогических процессов (организации научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в научных педагогических исследованиях; процесса реализации педагогических условий; организации воспитательной работы с обучающимися образовательных организаций разных уровней и т. д.). Матричный подход представлен как совокупность способов, приемов рассмотрения, изучения, описания какого-либо явления (процесса, дела) через другое явление (процесс, дело). Наглядно матричный подход отражается в виде карты-таблицы (матрицы), в которой по горизонтали представлены элементы одного явления (процесса, дела), а по вертикали — другого явления (процесса, дела). Благодаря этому в каждой клетке карты-таблицы просматривается взаимосвязь элементов каждого явления (процесса, дела), что позволяет представить описываемые явления (процессы, дела) целостно, комплексно, объемно, пространственно. Использование этого подхода дает возможность представить целостный педагогический процесс в перспективе его развития и наглядно показать реально ожидаемый потенциальный результат, а также описать результаты научного исследования, полученные в ходе реализации педагогических условий. В статье представлен опыт использования матричного подхода в научных педагогических исследованиях как способа описания процесса реализации педагогических условий, что при написании диссертационных исследований представляет определенную трудность. Это связано с тем, что, как правило, на практике при реализации педагогических условий проводится большая работа, полное описание которой заняло бы не одну сотню страниц. Матричный подход дает возможность избежать фрагментарности при описании практической работы исследователя.

Ключевые слова:

матрица, карта-таблица, матричный подход, анализ педагогических процессов, планирование, организация научно-исследовательской работы, высшая школа, разработка программ, педагогический процесс, диссертационные исследования.

Как цитировать статью:

Орехова Т. Ф., Кружилина Т. В., Неретина Т. Г. Матричный подход к описанию педагогических процессов в научных педагогических исследованиях // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 2 (51). С. 301–308. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.51.213.