http://vestnik.volbi.ru/

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СИСТЕМА СМЫСЛОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Вернуться к статьям номера
PDF: Автор(ы): Панина Е. Н., Панюков А. И., Панюкова Ю. Г., Сладкова О. Б.
Номер журнала: 2(55) Месяц и год выхода: May 2021
Аннотация:

Статья посвящена проблеме поиска методических инструментов, направленных на получение валидной информации об образовательной среде как системе смыслов для студентов. На решение этой проблемы направлены исследования многих современных педагогов и психологов, отмечающих значение как формализованных, так и проективных графических методов для решения различных исследовательских задач. В исследовании внимание акцентировано на возможности использовать в качестве методического инструмента графическую методику, которая была названа нами «Топограмма». Преимущества этой методики в компактности, простоте проведения и обработки данных в сравнении с методиками, провоцирующими респондента на социально положительные ответы. Для сравнения были использованы три методических инструмента: методика СОРБЦ, методика «Топограмма» и ассоциативный эксперимент. Согласно методике «Топограмма», респондентам предлагалось разместить в круге определенного диаметра кружки меньшего размера, которые являются для респондента значимыми элементами образовательной среды вуза. Кроме того, предлагалось для каждого элемента образовательной среды написать несколько слов-ассоциаций, которые в последующем обрабатывались с помощью контент-анализа, а полученные данные сравнивались с результатами графической методики. Выборка респондентов составила 67 студентов двух московских вузов, обучающихся на факультетах IT-технологий. В результате были обнаружены значимые корреляционные связи между показателями использованных методик, свидетельствующие: 1) о высоких значениях по субъективной оценке студентами базовых ценностей; 2) о доминировании элементов, относящихся к ценностному либо к физическому компоненту, а не к социальному; 3) о получении психологически релевантной информации по графической методике и по ассоциативному эксперименту. Это дает возможность считать «Топограмму» как самостоятельным, так и дополняющим методическим инструментом для исследования особенностей психологической репрезентации образовательной среды вуза студентами, использование которого представляется особенно ценным в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова:

психологическая репрезентация, образовательная среда вуза, студенты, графические методики, ассоциативный эксперимент, топограмма, психологическая диагностика, психологическая релевантность, корреляция, базисные ценности, социальная ориентация.

Как цитировать статью:

Панюкова Ю. Г., Сладкова О. Б., Панюков А. И., Панина Е. Н. Образовательная среда как система смыслов для студентов: методологические возможности и перспективы исследований // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 2 (55). С. 288—293. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.55.219.