http://vestnik.volbi.ru/

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Вернуться к статьям номера
PDF: Автор(ы): Евдокимова О. В., Захаров А. А., Колобов А. Н.
Номер журнала: 2(55) Месяц и год выхода: May 2021
Аннотация:

Данная статья включает теоретическое и практическое исследование проблемы формирования профессионально-ценностных ориентаций у обучающихся военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации. Описаны организационно-технологические и научно-методические основы формирования ценностных ориентаций у курсантов военных вузов. Представлен практический опыт работы филиала Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева в г. Пензе. Дана подробная характеристика военно-педагогической модели развития ценностных ориентаций, учитывающая блок целеполагания, аксиологии, программирования и мониторинга. Особое место в работе уделено структуре профессионально-ценностных ориентаций военного специалиста. Выделены критерии — показатели их сформированности: аксиологический (понимание ценности труда военнослужащего, позитивное отношение к будущей военной профессиональной деятельности, осознание значимости статуса военнослужащего); смысло-целевой (наличие познавательных мотивов, потребности в овладении знаниями, умениями, навыками, компетенциями в военной сфере); деятельностный (готовность к совершенствованию и использованию их в военной сфере, сформированность профессиональных умений и навыков,); профессиональный (готовность к профессиональной деятельности, проявление профессионально значимых качеств личности военнослужащего, овладение профессиональными компетенциями). Вся информация о ходе эксперимента касательно формирования профессионально-ценностных ориентаций, представленная в статье, получена посредством диагностических процедур, которые включали наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, анкеты, опросы, анализ результатов деятельности курсантов. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих военных специалистов зависит от уровня их профессиональной ориентации (мотивация, намерения, интересы, склонности, идеалы); ценностных ориентаций (смысл труда, заработная плата, благосостояние, квалификация, карьера, социальное положение и др.); профессиональной позиции (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию). Статья вносит вклад в развитие военного гуманитарного образования.

Ключевые слова:

военная педагогика, профессиональное мировоззрение, воспитание, военно-политическая работа, военный вуз, курсанты, военнослужащие, оценивание, формирование, мониторинг, ценностные ориентации, гуманитарное образование, офицеры, диагностика.

Как цитировать статью:

Евдокимова О. В., Колобов А. Н., Захаров А. А. Особенности формирования и оценивания профессионально-ценностных ориентаций у обучающихся в рамках гуманитарного образования в военном вузе // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 2 (55). С. 450—456. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.55.281.