http://vestnik.volbi.ru/

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ПЕРВОКУРСНИКОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Вернуться к статьям номера
PDF: Автор(ы): Занфирова Л. В., Коваленок Т. П., Чистова Я. С.
Номер журнала: 2(55) Месяц и год выхода: May 2021
Аннотация:

Проведен анализ компетенций, формируемых при подготовке бакалавров по направлению «Агроинженерия», который продемонстрировал важность знания основных законов математических и естественных наук для решения типовых задач и полноценного участия в проведении экспериментальных исследований в профессиональной деятельности. Выявлена роль дисциплины «Электротехнические материалы» в формировании у обучающихся общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Описана научно-методическая работа, ведущаяся на кафедре автоматизации и роботизации технологических процессов имени академика И. Ф. Бородина РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева, направленная на развитие профессионального мышления и формирование компетенций будущих инженеров средствами указанной дисциплины. Представлены результаты исследования по выявлению связи между уровнем общего умственного развития, сформировавшегося в ходе общего образования, и успешностью усвоения содержания дисциплины «Электротехнические материалы». По результатам исследования выделено пять групп студентов, различающихся по успешности усвоения знаний и близости к социально-психологическому нормативу, описаны количественные и качественные показатели особенностей их умственного развития. Выяснилось, что успешные испытуемые успешнее всего справляются с вербальными тестами, показатели пространственного мышления несколько хуже. Особенностью близких к успешным испытуемых является недостаточно развитое умение совершать мыслительные действия по аналогии, при этом по остальным показателям они достаточно близки к социально-психологическому нормативу, а по пространственным представлениям имеют самые высокие показатели. В подгруппе средних по успешности испытуемых примерно одинаков средний уровень выполнения всех типов заданий. Для малоуспешных и наименее успешных испытуемых характерно недостаточное развитие вербального интеллекта и особенно способности оперировать образами. Корреляционный анализ результатов по показателям умственного развития и тестов текущего контроля по дисциплине «Электротехнические материалы» показал значимую связь между успешностью решения задач по дисциплине и общим уровнем умственного развития, сформировавшимся в ходе школьного обучения. При этом определяющим оказалось владение научными понятиями, развитие мыслительной операции классификации и умение совершать мыслительные действия по аналогии. Сделан вывод о необходимости стимулирования умственного развития студентов в процессе формирования профессиональных компетенций с учетом специфических особенностей структуры интеллектуальных способностей.

Ключевые слова:

профессиональные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессионально важные качества, дистанционное обучение, тестовые задания, онлайн-тестирование, логические операции, умственное развитие, текущий контроль, диагностика, социально-психологический норматив.

Как цитировать статью:

Занфирова Л. В., Коваленок Т. П., Чистова Я. С. Умственное развитие первокурсников как фактор формирования профессиональных компетенций // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 2 (55). С. 346—353. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.55.212.