http://vestnik.volbi.ru/

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТЬЮТОРОВ

Вернуться к статьям номера
PDF: Автор(ы): Ковалева Т. М., Хачатрян Э. В.
Номер журнала: 3(44) Месяц и год выхода: Август 2018
Аннотация:

Введение в российскую систему образования профессии тьютора и закрепление на законодательном уровне должности «тьютор» актуализируют проблему профессиональной образовательной подготовки специалиста, владеющего технологиями реализации принципа индивидуализации как одного из ведущих принципов организации процесса образования человека на всех возрастных периодах его жизни. Осуществление рефлексивного поиска в процессе профессионального становления для полноценной реализации своего образовательного потенциала, выбор пути личностного и профессионального развития, умение определять границы индивидуальных возможностей, самоопределяться и работать с процессами самоопределения тьюторантов, выявлять свои слабые и сильные стороны при освоении нового — все это требует профессиональной образовательной подготовки студентов-тьюторов в сфере развития мыслительных компетенций. Чтобы передавать тьюторантам разные способы самообразования, тьютору необходимо самому развивать способности к анализу, рефлексии собственного опыта самообразования, а значит, осваивать различные мыслительные компетенции, которые будут отражаться на результатах тьюторского сопровождения и влиять на его профессиональное и личностное развитие. В статье представлена авторская трактовка понятия «мыслительные компетенции тьютора», выявлены и проанализированы характеристики критического мышления, необходимые для развития мыслительных компетенций студентов: рефлексивность, открытость, самостоятельность, аналитичность, логичность, конструктивность, диалогичность. Авторами сделана попытка теоретического обоснования методов и технологий развития мыслительных компетенций в процессе профессиональной образовательной подготовки студентов-тьюторов. Для целенаправленного и последовательного развития мыслительных компетенций студентов-тьюторов авторы предлагают использовать на учебных занятиях стратегии решения проблем, визуальные стратегии и приёмы, методы развития эмоциональной сферы студентов при работе с текстом, технологические стратегии взаимообучения.

Ключевые слова:

мыслительные компетенции тьюторов, профессиональная образовательная подготовка, тьюторское сопровождение, открытые образовательные технологии, рефлексивная деятельность, интеллектуальные умения, технологические стратегии, приёмы, визуальные методы, стратегии решения проблем, стратегии взаимообучения.

Как цитировать статью:

Хачатрян Э. В., Ковалева Т. М. Методы и технологии развития мыслительных компетенций студентов в процессе профессиональной образовательной подготовки тьюторов // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 378–386. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.44.345.