https://vestnik.volbi.ru/

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПАССАЖИРСКИХ ТАРИФОВ РОССИЙСКИМИ АВИАКОМПАНИЯМИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Замураева Л. Е., Мелкобродова Н. А., Шумилова Ю. А.
Номер журнала: 3(44) Месяц и год выхода: августа 2018
Аннотация:

В статье приводится анализ рынка авиаперевозок Российской Федерации на современном этапе, на основе которого выявлены тенденции в отрасли авиаперевозок на фоне некоторой стабилизации экономических показателей. Общее положение дел в отрасли гражданской авиации носит слабо позитивный характер: наблюдается подъем пассажиропотока, положительный совокупный финансовый результат авиакомпаний по итогам 2017 года, однако в сфере внутренних воздушных линий рентабельность услуг по-прежнему носит отрицательный характер, авиакомпании функционируют в режиме сокращения издержек. Такая ситуация требует от авиакомпаний проведения гибкой тарифной политики. Установление пассажирского тарифа на авиаперевозки представляет собой сложный трудоемкий процесс, который требует анализа множества тарифообразующих факторов. Определены этапы формирования тарифов на услуги авиакомпаний с учетом современного положения дел в отрасли, на основе которых предложен алгоритм формирования тарифов для регионального авиаперевозчика, учитывающий модель конкурентного рынка (монополию и олигополию). Действия авиаперевозчика согласно алгоритму включают в себя: анализ рынка авиаперевозок; выбор целевого сегмента; определение модели рынка услуг на выбранном направлении; определение цели построения тарифа на выбранном направлении; выбор стратегии тарифообразования; анализ затрат компании и выбор метода построения тарифов; расчет базового тарифа; построение конкурентоспособной структуры тарифов. Построение алгоритма иллюстрировалось примерами формирования тарифов в авиакомпании «Ямал». Данный авиаперевозчик работает и на высококонкурентных направлениях, и выполняет региональные рейсы, на которых конкуренты отсутствуют. Построенный алгоритм может быть учтен авиакомпаниями при формировании тарифной политики.

Ключевые слова:

пассажирский тариф, себестоимость услуг авиакомпаний, тарифообразующие факторы, стратегия тарифообразования, внутренние воздушные линии, рынок авиаперевозок, спрос на авиаперевозки, структура тарифа, региональные авиаперевозчики, ценообразование авиакомпаний.

Как цитировать статью:

Шумилова Ю. А., Замураева Л. Е., Мелкобродова Н. А. Подходы к формированию пассажирских тарифов российскими авиакомпаниями // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 186–192. DOI: 10.25683/ VOLBI.2018.44.315.