https://vestnik.volbi.ru/

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ РАБОТЫ С УПРАВЛЕНЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «МЕНЕДЖМЕНТ» В ВУЗЕ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Королева И. Б., Светник Н. В., Светник Т. В.
Номер журнала: 3(52) Месяц и год выхода: августа 2020
Аннотация:

В статье представлены результаты теоретических исследований и практики преподавательской деятельности авторов по формированию у студентов навыков и умений работы с управленческими проблемами в процессе изучения курса «Менеджмент» в вузе. Курс разработан в рамках образовательного стандарта нового поколения ФГОС ВО 3++ с использованием компетентностно-деятельностного подхода. Его деятельностная составляющая расширена и углублена авторами за счет использования основных положений системомыследеятельностной методологии (СМД-методологии), разработанной российскими учеными. В курсе «Менеджмент» в постановке авторов предусмотрено освоение ее основных положений в составе модели рефлексии в рамках онтологии деятельности и методов проектного изменения организаций. Овладение ими создает основу для развития мышления будущих специалистов об управлении в динамично изменяющихся условиях внешней и внутренней среды и позволяет эффективно работать с возникающими управленческими проблемами. В СМД-методологии подчеркивается опосредованный характер связи мышления и деятельности через рефлексию, коммуникацию и понимание [1]. Будущие специалисты в области экономики и менеджмента должны быть готовы к работе с проблемами в своей предметной области. Основная предметная область — это управление в коммерческой компании (организации, по Гражданскому кодексу РФ). В настоящей статье представлен авторский подход к постановке курса «Менеджмент», уточненный механизм и расширенная процедура осуществления рефлексии деятельности, способствующие эффективному решению управленческих проблем. Это достигается за счет единства понимания управленческой ситуации, использования методологии мышления, совершенствования деятельности и развития личности менеджера. Рассмотрены основы организации проектного подхода и проектного изменения организаций в целях устранения управленческих проблем и обеспечения развития.

Ключевые слова:

менеджмент, рефлексия, онтология деятельности, управленческая проблема, компетентностно-деятельностный подход, системомыследеятельностная методология, мышление менеджера, проектный под- ход к управлению.

Как цитировать статью:

Светник Т. В., Королева И. Б., Светник Н. В. Формирование навыков и умений работы с управленческими проблемами при изучении курса «Менеджмент» в вузе // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 3 (52). С. 366–372. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.52.384.