https://vestnik.volbi.ru/

ИЗУЧЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА КАК УСЛОВИЕ АКТИВИЗАЦИИ ЦЕННОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Купцов С. Е., Синицын И. С.
Номер журнала: 3(52) Месяц и год выхода: августа 2020
Аннотация:

Современное географическое образование переживает этап обновления содержания. В условиях глобализации и постоянно возникающих проблем и противоречий, носящих общечеловеческий характер проявления, ключевым сюжетом школьного географического образования на уровне старшей школы могут стать глобальные проблемы человечества, изучение которых позволит не только сформировать комплекс образовательных результатов, закрепленных нормативными документами, но и содействовать становлению у школьников глобального типа мышления и поведения, обеспечить формирование ценностного отношения к окружающей действительности и понимание значимости собственной деятельности, направленной на обеспечение устойчивости и сбалансированности развития всего человечества. Однако существующая практика обучения географии на уровне среднего общего образования показывает, что тема, касающаяся глобальных проблем человечества, в большинстве используемых учебников раскрыта в недостаточно полной мере. В связи с этим актуальным является вопрос о пересмотре подходов к изучению глобальных проблем человечества и проектировании методического обеспечения их изучения, содействующего становлению у учащихся ценностного отношения к окружающей действительности. В настоящей статье определяются содержательные основы изучения глобальных проблем человечества по шести контекстам, имеющим личностный аспект для учащихся. В статье представлена система методического обеспечения процесса изучения глобальных проблем человечества как в урочной, так и во внеурочной деятельности, представляющая собой совокупность целевого (цель-идеал и цель-средство, соотнесенные с компонентами изучения — когнитивным, праксиологическим и аксиологическим), содержательного (контексты изучения глобальных проблем и уровни их рассмотрения), процессуального (средства-навигаторы, средства-«фильтры» и средства выражения отношения и позиции) и результативно-оценочного блоков.

Ключевые слова:

географическое образование, окружающая действительность, ценностное отношение, глобальные проблемы человечества, методическое обеспечение, цель-средство, цель-идеал, когнитивный компонент, аксиологический компонент, праксиологический компонент.

Как цитировать статью:

Купцов С. Е., Синицын И. С. Изучение глобальных проблем человечества как условие активизации ценного отношения учащихся к окружающей действительности // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 3 (52). С. 476–480. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.52.358.