https://vestnik.volbi.ru/

МОТИВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕКСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Будько Е. А.
Номер журнала: 3(52) Месяц и год выхода: августа 2020
Аннотация:

Данная статья посвящена проблеме мотивационного потенциала текста, реализуемого на занятиях по русскому языку в средней школе. В практике преподавания русского языка мотивационные возможности не всегда предварительно выявляются, а затем реализуются в процессе работы с текстом, зачастую они остаются не задействованными в полном объеме на занятии. Под мотивационным потенциалом автором понимаются изначальные условия, имеющиеся у текста и способные повлиять на активность обучающегося и его учебную деятельность. Его значимость связана с необходимостью поддерживать положительное отношение обучающегося к изучаемому материалу и шире — к изучению русского языка. Задача педагога — предварительно оценить мотивационный потенциал текста и соотнести его с характером планируемого занятия. Критериями такой оценки, по мнению автора, являются содержательные характеристики текста, основными из которых можно считать информативность, проблемный характер, дискуссионность, занимательность и эмоциональность. В ходе предварительной оценки мотивационных возможностей текста предлагается последовательность этапов, обусловленная преобладающим содержательным признаком. При этом с точки зрения формального аспекта текст не должен быть перегружен грамматическими конструкциями, так как только органичное сочетание смысла и структуры предоставит педагогу возможность дать обоснование необходимости освоения обучающимися языкового материала занятия. Как отмечает автор, многообразные формы работы с текстом позволяют учителю стимулировать познавательный интерес обучающихся, их стремление к умственной деятельности и творчеству. Кроме того, это оказывает благоприятное воздействие на формирование коммуникативной мотивации, мотивации, связанной с потребностью в социальном сотрудничестве, духовно-нравственной мотивации.

Ключевые слова:

текст, мотивационный потенциал текста, мотивационная ценность текста, восприятие текста, процесс обучения, русский язык, мотивационные предпосылки, мотив, содержательный аспект текста, формальный аспект текста.

Как цитировать статью:

Будько Е. А. Мотивационный потенциал текста в процессе обучения русскому языку // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 3 (52). С. 430–433. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.52.376.