| PDF: |  | Автор(ы): | Галактионова Т. Г., Кахраман Г. | 
	
		| Номер журнала: | 3(72) | Месяц и год выхода: | сентября 2025 | 
	
		| Аннотация: | Статья посвящена исследованию про-
блемы актуализации навыков критического мышления
на примере подготовительных задач к олимпиаде
по обществознанию. Актуальность выбранной темы
обусловлена дефицитом опыта, объединяющего три
значимых аспекта педагогического исследования: фено-
мен актуализации, категорию «навыки критического
мышления» и специфику олимпиадной подготовки. Цель
исследования заключается в теоретическом обоснова-
нии принципов проектирования задач по обществозна-
нию с целью актуализации навыков критического мыш-
ления при олимпиадной подготовке. Для достижения
поставленной цели применялись методы теоретиче-
ского анализа научных работ и концептуализации полу-
ченных знаний. Полученные данные позволяют сделать
вывод о том, что при проектировании подобных задач
целесообразно: модифицировать не одну, а множество
задач для обеспечения возможности переноса навыков
критического мышления в новые ситуации; объединять
такие задачи в единый блок, включающий в каждую
из них сквозной элемент, что способствует и «близ-
кому», и «дальнему» переносу навыков; использовать
как глубокую, так и поверхностную изоморфность
в качестве качественной характеристики заданий, сти-
мулирующей «близкий» и «дальний» перенос навыков;
вводить «подсказки» в блок для развития «чувствитель-
ности к структуре» задач, с помощью которых будут
обеспечиваться как близкий, так и дальний перенос.
Перспективы дальнейшего исследования включают экс-
периментальное проектирование заданий с учетом пред-
ложенных принципов, апробацию разработанных заданий
и выявление возможностей и особенностей переноса навы-
ков критического мышления в контексте обществоведче-
ского образования. Также рекомендуется изучить влияние
междисциплинарных заданий на формирование и перенос
навыков критического мышления. | 
	
		| Ключевые слова: | критическое мышление, всероссий-
ская олимпиада школьников, обществознание, методология
разработки задач, изоморфность задач, интеллектуаль-
ное развитие, перенос навыков, междисциплинарность,
одаренные  дети,  интеллектуальные  состязательные
мероприятия | 
	
		| Как цитировать статью: | Кахраман Г., Галактионова Т. Г. Проектирование олимпиадных задач по обществознанию
для актуализации навыков критического мышления одаренных школьников // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72).
С. 319—325. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1357. |