http://vestnik.volbi.ru/

ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Вернуться к статьям номера
PDF: Автор(ы): Завражин В. В.
Номер журнала: 4(49) Месяц и год выхода: Ноябрь 2019
Аннотация:

Статья посвящена сравнительному анализу сформирован‑ ности компонентов правовой компетентности у подростков и юношества. Автор выделяет когнитивный, эмоционально‑ оценочный и поведенческий компоненты правовой компетент‑ ности. С использованием методики оценки уровня развития морального сознания «Дилеммы Л. Колберга» было проведено исследование среди младших и старших подростков, а также среди юношества. Общий объем выборки составил 75 человек. Полученные результаты были подвергнуты качественному и количественному анализу, применялся метод контент‑ана‑ лиза, метод экспертных оценок, а также статистические методы проверки достоверности отличий по U‑критерию Манна — Уитни. Полученные результаты позволили выделить существенные особенности правовой компетентности у ка‑ ждой из исследуемых возрастных групп. Младшие подростки имеют исчерпывающую информацию по правовым вопро‑ сам, но с возрастом знаниевый компонент имеет тенденцию к снижению. Подростки, формально зная правила и нормы, не могут объяснить необходимость их соблюдения, причину вве‑ дения данного правила, а также не видят причинно‑следствен‑ ные связи между проступком и его последствиями. Соблюде‑ ние норм в подростковом возрасте носит формальный, внешне демонстрируемый характер согласия, без внутреннего приня‑ тия и понимания. С возрастом растет осознанность послед‑ ствий своих действий, готовность обосновывать принятые решения, но снижается эмоциональная вовлеченность, пере‑ живание моральной стороны своего поступка и его послед‑ ствий. Младшие подростки демонстрируют активную соци‑ альную позицию, а старшие подростки занимают позицию стороннего наблюдателя, не вмешиваясь в происходящее. Бездействие в старшем подростковом возрасте и эмоциональ‑ ная холодность юношей формируют антиправовую, антисоци‑ альную позицию личности.

Ключевые слова:

правовая компетентность, когнитив‑ ный компонент, эмоционально‑оценочный компонент, пове‑ денческий компонент правовой компетентности, подростки, юношество, общие и специфические характеристики право‑ вой компетентности, сравнительный анализ, дилеммы Кол‑ берга, технологии формирования правовой компетентности.

Как цитировать статью:

Завражин В. В. Правовая компетентность детей и молодежи: сравнительный анализ // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 4 (49). С. 395–400. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.49.406.