https://vestnik.volbi.ru/

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОСВОЕНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ШАХМАТНОЙ ИГРЕ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Марюков А. М.
Номер журнала: 4(57) Месяц и год выхода: ноября 2021
Аннотация:

Статья посвящена проблеме формирования регулятивной готовности к освоению универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в шахматной игре. В момент поступления в школу у ребенка должна быть сформирована регулятивная готовность к освоению универсальных учебных действий. Регулятивная готовность к освоению универсальных учебных действий — многокомпонентное образование, ядром которого является уровень сформированности произвольного поведения. При этом можно выделить три базовых показателя произвольности поведения, отражающих готовность к формированию универсальных учебных действий. Первый — способность ребенка выполнять задания самостоятельно, следуя фронтальной инструкции, которую взрослый дает сразу группе детей. Второй — умение слушать, понимать взрослого и точно выполнять его инструкции в соответствии с правилом, использовать образец. Третий — уровень развития устойчивости и переключения внимания. Шахматная игра обладает высоким потенциалом для формирования регулятивной готовности к освоению универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста. Овладение шахматной игрой способствует развитию произвольной регуляции поведения. Для определения влияния шахматной игры на формирование регулятивной готовности к освоению универсальных учебных действий была организована и проведена диагностическая работа. Экспериментальная группа, в которой проводились шахматные занятия по авторской методике, состояла из 128 детей. Контрольная группа, в которой соответствующие шахматные занятия не проводились, включала в себя 64 ребенка. Результаты исследования показали, что занятия шахматами вносят существенный вклад в формирование регулятивной готовности к освоению универсальных учебных действий.

Ключевые слова:

развитие, дети дошкольного возраста, подготовка к школе, универсальные учебные действия, регулятивная готовность к освоению универсальных учебных действий, игра, шахматы и развитие, шахматы и внимательность, обучение шахматной игре, произвольное поведение, воля, познавательный интерес

Как цитировать статью:

Марюков А. М. Формирование регулятивной готовности к освоению универсальных учебных действий в шахматной игре // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 4 (57). С. 421—425. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.57.455.