Аннотация: |
Идеи представленного эмпирического исследования являются откликом на высокую социальную значимость изучения имеющихся форм работы и обсуждения существующих практик инклюзивного взаимодействия. Рассмотрен формат дистанционного обучения как альтернативного варианта решения задач интеграции детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования. Обоснована стратегия применения векторного подхода к экспертизе и моделированию среды дистанционного взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья и проектированию путей ее совершенствования при организации процесса обучения. На основании обобщения опыта работы и анализа результатов опроса педагогов, родителей и обучающихся охарактеризованы особенности и выявлен доминирующий тип отношений, складывающийся в настоящее время при обучении учеников с ограниченными возможностями здоровья в школе дистанционного обучения. С использованием методики психолого-педагогической диагностики школьной среды дана экспертная оценка и произведена типизация наиболее характерных стимулов, которые получает ребенок в организованном информационно-образовательном пространстве. Описаны ключевые проявления и потенциальные возможности каждого из диагностированных типов среды с точки зрения сущностных ограничений и имеющихся ресурсов для стимулирования активности, развития самостоятельности обучающихся, формирования их личностных особенностей. Исходя из диагностированных приоритетов творческой и карьерно ориентированной направленности, сделаны выводы об устоявшихся на данный момент подходах к учебно-воспитательным воздействиям и стимулированию личностного развития ребенка с особыми образовательными потребностями в исследуемом формате взаимодействия. Статья вносит вклад в понимание современных особенностей организации дистанционного обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья и потенциальных возможностей его использования при реализации задач инклюзивной образовательной практики. |
Ключевые слова: |
образовательная среда, инклюзивный
подход, особые образовательные потребности, ребенок с
ограниченными возможностями здоровья, электронная
образовательная среда, дистанционное обучение, векторный подход, тип среды, модальность, субъекты образовательных отношений |