http://vestnik.volbi.ru/

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вернуться к статьям номера
PDF: Автор(ы): Шульгина Е. В.
Номер журнала: 2(47) Месяц и год выхода: Май 2019
Аннотация:

Автором статьи описана технология решения про‑ блемных ситуаций, которая представляет собой от‑ крытую саморазвивающуюся дидактическую систему, удобную для практического использования. Проблемные ситуации ставят ребенка перед нравственным выбором. При этом возникают механизмы социокультурной иден‑ тификации, обогащается личный опыт ребенка. Дети учатся анализировать поведение свое и окружающих, формируют умение самостоятельно разрешать конфлик‑ ты и на основе этого выстраивать дальнейшие взаимо‑ отношения и мотивы поведения. В статье представлена апробация одного из органи‑ зационно‑педагогических условий формирования социо‑ культурных ценностей детей старшего дошкольного воз‑ раста с использованием технологии решения проблемных ситуаций, позволяющих ребенку определить значимые для него ценности во взаимодействии со взрослыми и свер‑ стниками. Компонентами формирования социокультурных ценностей выступают: познавательные, поведенческие, личностные сферы развития дошкольника. Дети учатся усваивать этические знания, понятия, эталоны поведения, совершать моральный выбор. Личностное, заинтересован‑ ное отношения к знанию становится у ребенка внутрен‑ ним приобретением и является важным условием форми‑ рования нравственных убеждений. Результаты проведенной диагностики показали низкий уровень сформированности социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Среди условий, которые способствуют повышению их уровня, авторы статьи выделяют проблемные ситуации. Делается вывод, что проблемные ситуации способствуют формированию социокультурных ценностей, стратегий поведения, прояв‑ лению моральных переживаний. Проблемные ситуации являются универсальными, поэ‑ тому могут быть использованы при работе с любой совре‑ менной программой дошкольного воспитания и обучения, обеспечивающей реализацию требований ФГОС дошколь‑ ного образования. Материал может быть интересен педа‑ гогам и родителям детей дошкольного возраста.

Ключевые слова:

проблемная ситуация, формирование социокультурных ценностей, дети старшего дошкольного возраста, технология, взаимодействия, нравственное воспитание, нормы, правила, проблемное обучение, нравственные ценности, нравственные убеждения, мораль, этикет.

Как цитировать статью:

Шульгина Е. В. Проблемные ситуации как средство формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47). С. 475–480. DOI: 10.25683/ VOLBI.2019.47.239.