Аннотация: |
Статья посвящена проблеме формирования устойчивой мотивации к чтению на уроках литературы и во внеурочной деятельности. Данный вопрос является актуальным, поэтому исследуется отечественными и зарубежными учеными. В настоящее время не найдено исчерпывающего ответа по указанной проблеме. Поэтому целью данного исследования стала разработка системы работ, способствующей формированию устойчивой мотивации к чтению у школьников. Решены такие задачи, как анализ эффективности методов, способствующих мотивации к чтению, и разработка системы работ, направленной на повышение мотивации к чтению, и рекомендаций к ее применению. Научная новизна исследования заключалась в приведении в систему методов, повышающих мотивацию к чтению; разработке системы работ, направленной на формирование устойчивой мотивации к чтению у школьников на уроках литературы. В статье были рассмотрены основные характеристики мотивации к чтению, даны рекомендации по диагностике мотивации к чтению у школьников в виде анкетирования: выявлению читательской активности и направленности читательского интереса; проверке читательского кругозора и читательских умений; положительной или отрицательной мотивации к чтению; внешней или внутренней; устойчивой или неустойчивой. В исследовании выстроена система работ по формированию устойчивой мотивации к чтению, которая обязательно должна содержать следующие компоненты: совместная работа с родителями; совместная работа с библиотеками; открытие для школьников мира книг; посещение литературных музеев; литературное краеведение; работа по организации чтения; творческие задания; методы, связанные с современными информационными технологиями, и внеурочные мероприятия. |
Ключевые слова: |
чтение, система работы, мотивация,
читательская активность, музей, книга, метод, внеурочные мероприятия, литература |