http://vestnik.volbi.ru/

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕФЛЕКСИИ ПРОБ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК РЕСУРС РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Вернуться к статьям номера
PDF: Автор(ы): Бурмакина И. А.
Номер журнала: 3(48) Месяц и год выхода: Август 2019
Аннотация:

В статье рассматривается одна из базовых тенденций современного образования — индивидуализация. Принцип индивидуализации признает за каждым обучающимся право на выбор содержания и способов своего образования. Становится важно, чтобы сам обучающийся, а не педагог понимал свои особенности и интересы и в соответствии с ними выстраивал свою индивидуальную образовательную программу. Индивидуализация как принцип распространяется на всю сферу образования, неизбежно приводит к изменениям условий деятельности и задач всех ее участников и позиционеров, в том числе и классных руководителей. Необходимость учитывать в своей работе данную тенденцию побуждает классных руководителей расширять масштаб пространства, с которым они работают: от ресурсов класса и школы до работы с возможностями города и региона. Таким образом, у педагогов возникает задача — помочь обучающимся ориентироваться в постоянно растущем разнообразии образовательных ресурсов. Для решения этой новой задачи классному руководителю необходимо иметь средства выстраивания своеобразных «встреч» учащихся с различными элементами образовательной среды. На наш взгляд, таким средством может стать проба. Проба не является новым термином для педагогического языка, и даже существуют некоторые педагогические приемы по организации проб. Но, несмотря на это, нам не удалось найти систематизированного теоретического представления о пробе и, таким образом, обоснования различных педагогических приемов. В статье описан процесс построения понятия «проба» через анализ этимологических контекстов и реконструкцию введения пробы как философской и логической категории. Важным элементом исследования было гипотетическое допущение о «качестве» как возможном продукте пробы. На основании данных материалов представлено рабочее понятие пробы, а также модель пробы как средства педагогической деятельности.

Ключевые слова:

классный руководитель, индивидуализация, индивидуальный образовательный маршрут, тьютор, проба, средство, самоопределение обучающихся, качество, образовательная среда, ресурсы.

Как цитировать статью:

Бурмакина И. А. Модель организации и рефлексии проб обучающихся как ресурс работы классного руководителя // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 3 (48). С. 421–425. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.48.306.