http://vestnik.volbi.ru/

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГИБКИХ НАВЫКОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вернуться к статьям номера
PDF: Автор(ы): Айварова Н. Г., Тимошкина М. В.
Номер журнала: 3(56) Месяц и год выхода: August 2021
Аннотация:

Система образования выстраивает свою деятельность в условиях высокой степени неопределенности. Современный мир предъявляет все новые требования к выпускникам вузов, и на первый план выходят не столько профессиональные навыки, сколько так называемые софт скиллс — гибкие навыки. В то же время система образования уже давно пытается реализовать индивидуальный подход к обучению, с учетом особенностей обучающихся. Данный подход реализуется в формате индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий. Однако на практике еще не встречалось построение индивидуальных образовательных маршрутов, связанных с формированием гибких навыков. В статье рассматривается опыт Югорского государственного университета, где реализован опыт построения индивидуального образовательного маршрута по формированию надпрофессиональных навыков на основе их предварительной диагностики. Студенты-первокурсники приходят в вуз не только с разным уровнем базовой подготовки, но и с разным уровнем сформированности софт скиллс. В процессе обучения в вузе гибкие навыки так или иначе развиваются, однако их формирование носит несистемный, хаотичный характер. Опыт Югорского университета демонстрирует возможность управлять этим процессом. Это, в свою очередь, позволяет понять, какими компетенциями будет обладать выпускник вуза, и делает его более востребованным на рынке труда, поскольку именно сформированность таких навыков, как системное мышление, критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, коллаборация, эмоциональный интеллект, повышает конкурентоспособность выпускника на рынке и дает возможность не только удачного трудоустройства, но и дальнейшего карьерного успеха.

Ключевые слова:

надпрофессиональные навыки, гибкие навыки, мягкие навыки, софт скиллс, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория, диагностика софт скиллс, профессиональное образование, системное мышление, критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, коллаборация, эмоциональный интеллект.

Как цитировать статью:

Тимошкина М. В., Айварова Н. Г. Индивидуальный образовательный маршрут по формированию гибких навыков в условиях высшего образования // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 467—471. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.56.378.