| PDF: |  | Автор(ы): | Ижикеева Е. А., Корзун О. О. | 
	
		| Номер журнала: | 3(72) | Месяц и год выхода: | сентября 2025 | 
	
		| Аннотация: | В статье рассматривается проблема
развития компенсаторной компетенции у школьников
в процессе обучения англоязычному говорению, что обу-
словлено необходимостью преодоления возможных языко-
вых трудностей в процессе межкультурной коммуникации.
Акцент делается на одном из ключевых компенсаторных
умений — использовать средства синонимии в процессе
устного общения, — т. к. благодаря употреблению синони-
мов устная речь становится более разнообразной, красоч-
ной и эмоционально насыщенной, что способствует более
эффективному взаимодействию с аудиторией, речевым
партнером. В исследовании проанализированы современ-
ные методические подходы к понятию «компенсаторная
компетенция», содержание учебнометодического ком-
плекса «Spotlight» для 5—9 классов, а также рассмотре-
ны требования к устной части ОГЭ по английскому языку.
Выявлено, что существующие учебные пособия недоста-
точно способствуют формированию умения использовать
синонимы в устной речи, в связи с чем была разработана
технология поэтапного формирования умений употре-
бления синонимов: от знакомства с синонимичным рядом
до активного применения в устной речи. В статье описаны
этапы и подэтапы технологии, каждый из которых сопро-
вождается конкретными примерами заданий и упражне-
ний, которые позволяют учащимся не только расширить
активный словарный запас, но и развивать навыки спон-
танного говорения. Практическая значимость данного
исследования заключается в разработке заданий и упраж-
нений, которые дополняют существующие учебномето-
дические комплексы. Результаты проведенного исследова-
ния могут быть использованы преподавателями английско-
го языка для повышения эффективности обучения устной
речи, формирования ключевых компонентов иноязычной
коммуникативной компетенции школьников, а также
для успешной подготовки девятиклассников к сдаче ОГЭ
по английскому языку. | 
	
		| Ключевые слова: | активный словарный запас, англо
язычное говорение, компенсаторная компетенция, компен-
саторные умения, иноязычное образование, иноязычная
коммуникативная компетенция, межкультурное общение,
основной государственный экзамен / ОГЭ, синонимичные
средства, синонимичный ряд | 
	
		| Как цитировать статью: | Корзун О. О., Ижикеева Е. А. Развитие компенсаторной компетенции школьников при обучении
англоязычному говорению // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 474—482. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1364. |